Прозреть за 5 дней
Ответ на этот вопрос попыталась найти журналистка Анна Акулич. Результаты были опубликованы в журнале «Дискавери», июль 2011 г.
Оля читает книгу, закрыв глаза. Хотя могла и не закрывать: девочка ничего не видит. Она хмурит бровки, крутит головой, словно пытается что-то разглядеть, и в итоге безошибочно произносит букву за буквой. А ведь еще недавно девятилетняя Оля с ее практически нулевым зрением могла разве что с трудом отличить свет от темноты. «Оля значительно продвинулась за время наших занятий. и это только начало», — убежден американский исследователь, президент благотворительной компании «Фонд помощи слепым» Марк Комиссаров.
ПРОЗРЕТЬ ЗА ПЯТЬ ДНЕЙ
Как и другие сторонники феномена «альтернативного», или «прямого», видения, Марк уверен, что у любого человека визуальная информация может поступать напрямую в мозг, минуя привычные органы зрения. Эта возможность заложена в нас природой, просто она крепко спит, и ее нужно пробудить, считает исследователь. Кроме Марка Комиссарова таким «пробуждением» в России занимаются академики Международной академии информатизации доктор философии Вячеслав Бронников, Николай Денисов и другие специалисты .
Можно ли видеть сквозь стены? Научиться читать с закрытыми глазами? Оказывается, у феномена ясновидения есть много сторонников не только в эзотерических салонах, но и на кафедрах различных НИИ. Однако далеко не все ученые готовы поверить в чистоту научных экспериментов. Благодаря открытию нового канала восприятия люди могут «видеть» , писать, рисовать, читать, играть в футбол, кататься на роликах ... и все это с закрытыми глазами. Вячеслав Бронников уверен, что каждый человек в состоянии научиться «увеличивать» микрообъекты и «приближать» удаленные предме-
ты, объемно воспринимать окружающее пространство. По словам Марка Комиссарова, его студенты способны «считывать » информацию с электронных носителей, держа их в руке, а также видеть сквозь стены и на больших расстояниях. Николай Денисов обещает научить видению прошлого и будущего. Комиссаров уверяет, что ребенку до 12 лет, как правило, достаточно нескольких занятий, а вот взрослым придется изрядно потрудиться. Ведь в отличие от детей, верящих в чудеса и готовых их творить, мы руководствуемся основанным на всем нашем жизненном опыте прочным подсознательным предубеждением, что видеть без глаз невозможно. Когда удается его преодолеть, то взрослые люди, по гипотезе Комиссарова, начинают получать информацию напрямую в мозг. Правда, не в визуальных образах — человек просто знает, что написано в книге, кто стоит за закрытой дверью или притаился в темной подворотне. Активизировать у взрослых эту способность Комиссаров обещает в течение пяти дней занятий.
Ровно за такое же время предлагает «открыть » «прямое видение» у своих студентов и академик Николай Денисов. За пять дней он готов обучить основам (видеть букву, обводить ее пальцем), потом — читать книги , видеть картины, близкие и удаленные объекты.
А вот по методу Бронникова люди начинают практиковать «прямое видение~ не раньше чем через год обучения. Перед этим они проходят два курса: «Экологиядуха» и «Внутреннее видение». Вячеслав Михайлович объясняет это тем, что если сразу приступить к развитию «альтернативного зрения», то человек может умереть от инсульта: «Инсульты, которые часто возникают у людей, видящих без правильной подготовки, связаны с тем, что во время видения сильно сжимаются сосуды мозга. Поэтому мы вначале развиваем у человека кровообращение мозга, а уже затем — такое видение. Это необходимо, чтобы соблюдать технику безопасности » . Марк Комиссаров, напротив, о здоровье студентов не беспокоится: «У нас для этого просто нет оснований, поэтому техника безопасности и не нужна. В основе моей методики лежит гипотеза, что в мозге каждого человека есть центр информационного восприятия (ЦИВ) , который способен получать любую информацию из окружающего мира напрямую, без участия органов чувств». Студенты Комиссарова выполняют простые упражнения: к примеру, с закрытыми глазами называют цвета листов бумаги, определяют, какие животные нарисованы в детской книжке. Главная цель подобных тренировок, по словам Марка, — «расшевелить» ЦИВ и заставить мозг человека поверить, что он на это способен.
В ТИХОМ ОМУТЕ ...
Сторонники теории получения информации непосредственно мозгом утверждают, что в организме человека заложены резервы, которые он использует далеко не в полной мере, и такие спящие способности можно пробудить. Всем ли это нужно, вот в чем вопрос По мнению практикующих «прямое видение » , это необходимо всем. Ведь для принятия нашим мозгом правильного решения важно, чтобы была верна поступающая к нему извне информация. А исказить ее могут наши органы чувств, выступающие посредниками между мозгом и окружающим миром. Если же мозг получает информацию напрямую , то она будет объективна. В итоге мы наверняка сможем узнать, когда нас обманывают, чего нам опасаться, или даже сумеем поставить самостоятельно диагноз своему заболевшему ребенку.
Но как бы не пришлось заплатить слишком высокую цену за использование всех резервов организма, предупреждают противники подобных методик. По их заверениям, человек может даже сойти с ума, обучаясь «альтернативному видению». Возможности нашего мозга и тела действительно колоссальные. У словно говоря, когда за вами гонится бешеная собака, вы сможете перепрыгнуть через трехметровый забор. Но если начнете ради тренировки прыгать каждый день через столь высокую преграду, применяя допинг, то это может привести к самым печальным последствиям. Директор Института мозга человека им. Н. П. Бехтеревой РАН, доктор биологических наук Святослав 11едведев считает, что постоянное использование резервов организма может нанести сокрушительный удар по психическому здоровью человека. Святослав Всеволодович рассказывает, что в 2005 году, во время исследований способностей юных учеников Бронникова, коллектив института был очень обеспокоен странным поведением детей. «Они уверяли, что видят сквозь дверь. Их просили повторять движения, которые выполнял наш сотрудник с другой стороны двери. Ноль совпадений. Ребята утверждали, что могут смотреть телевизор, не открывая глаз. Не могут. Однако трудно заставить двадцать детишек в возрасте семи лет так уверенно обманывать. 11альчики и девочки искренне верили в свои способности». По мнению Святослава Медведева, если люди хорошо видят обычным зрением, то такие тренировки неизбежно скажутся на их психике: они начнут фантазировать и уходить в мир иллюзий, что и произошло с учениками Бронникова. Другое дело, если имеются серьезные проблемы с органами зрения, — тогда возможность развития новых способностей даже приветствуется. Молодой москвич Александр Левит с самого рождения ничего не видел. Врачи сказали, что болезнь мальчика неизлечима, однако его родители все время искали методики с нетрадиционным подходом к восстановлению зрения. Когда Саше было девять лет, его отдали на занятия к Вячеславу Бронникову. Через три месяца мальчик уже мог описывать предметы, через год — свободно ориентироваться в пространстве, а потом и перемещаться по городу. С тех пор прошло больше 15 лет, зрение у Александра еще далеко от идеального (острота зрения 40-50%), но, по его словам, этого вполне достаточно, чтобы вести полноценную жизнь и не испытывать трудностей. Как говорят авторы методик ,иногда незрячим удается начать «видеть» уже через несколько занятий, но чаще -после нескольких месяцев , а порой — лишь спустя годы тренировок. «У людей, которые никогда не видели, в мозге отсутствуют визуальные образы, — отмечает 11арк Комиссаров. — Поэтому даже с пробудившимися способностями они не в состоянии распознавать изображение, поступающее в мозг по новому для него каналу. Как правило, требуется долгая работа по созданию в мозге слепого от рождения человека „базы“ визуальных образов. Аналогично тому, как создается она с рождения с помощью глаз у человека, не имеющего проблем со зрением» .
НЕ ВЕРЮ!
Ученые, конечно , не могли обойти своим вниманием столь удивительное явление. Феномен «альтернативного зрения » стал предметом различных экспериментальных исследований. Профессор Александр Шеповальников, сотрудник Лаборатории нейрофизиологии ребенка института эволюционной физиологии и биохимии им. И.11. Сеченова, в заключении о методике Комиссарова написал: «Специального внимания заслуживает наблюдавшаяся сотрудниками лаборатории слепая от рождения Ольга П. (15 лет), которая после 20-минутного обучения почти без ошибок на расстоянии порядка 50-60 сантиметров определяла любой из шести цветов предъявляемых листов бумаги размером А4 » .
Особенный резонанс в ученом мире вызвали исследования, которые провела в Санкт-Петербурге академик РАН, известный в мире специалист по головному мозгу человека Наталья Бехтерева. В 2000 году под ее руководством физиологи обследовали семь подростков от 10 до 17 лет, которые прошли обучение «альтернативному видению » по методу Бронникова. «Я свидетельствую, что лица, обученные видению без использования глаз, действительно способны читать тексты, ранее им неизвестные, и осуществлять целый ряд других действий, обычно требующих зрения. Результаты показали, что наличие каких-либо специальных свойств у обучаемого лица не требуется, следовательно, формирование нового видения у слабовидящих и слепых вполне возможно», — отметила Бехтерева в своем докладе на Международной конференции «Итоги тысячелетия» , прошедшей в Петербурге в ноябре 2000 года. Тогда многим казалось, что это авторитетное заключение ознаменует начало переворота в науке. Некоторые скептики уверены, что «прямое видение» не более чем фокус с просвечивающей повязкой для глаз. «Дочка сказала мне дома, что в маске есть щели и она подглядывает» , - говорит Наталья, мама шестилетней Ксюши. По словам же Марка Комиссарова, обучающего девочку, это просто мозг Ксюши, пытаясь найти объяснение своей столь необычной способности, думает, что она подглядывает . Видит девочка все настолько четко, что ей сложно поверить в то, что она смотрит не глазами. Примечательно, что всем «видящим» детям присущ определенный наклон и поворот головы. И многие считают, что именно таким образом ребята подсматривают в щелочку в углу повязки. Поставить точку в споре Марк Комиссаров планирует после завершения исследований, которые сейчас проводятся им совместно с учеными Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Но мнения по поводу итогов исследования среди ученых разделuлись: одни nризнали явление, другие же были убеждены в неверной трактовке результатов экспериментов.
Полярное отношение к явлению «прямого видения » сохраняется и сегодня. Что ж, если данное явление все-таки будет признано в академических кругах, можно будет приступить к его изучению. И тогда удастся получить ответы на все неясные вопросы: в какой области мозга находится центр информационного восприятия, почему дети с повязкой на глазах видят, а с полностью закрытой головой — нет, почему ребята наклоняют голову, когда смотрят в повязке ...