Религиозный фанатизм или больно мне, больно
Египет. Отель Hilton. Навстречу идет высокий крупный мужчина арабской внешности с разбитым лбом. Сын спрашивает: «Мама, а что у него с головой? Почему разбита?» Не задумываясь, отвечаю, мол, может, в ДТП попал или еще что. Сын толкает в бок старшего и, кивая головой вперед, смеется: «Тогда они все в одной машине ехали». И тут я обращаю внимание, что в холле отеля много мужчин с разбитыми лбами. Предположение промелькнуло сразу, но пришедший образ был слишком смешным, чтобы поверить в его правдивость.
Подхожу к охраннику и спрашиваю: «Подскажите, что случилось с этими людьми? Почему у них разбиты головы? И почему только у мужчин, а у их жен — нет?». Охранник на полном серьезе отвечает: «Только закончился Рамадан. Они так усердно молились. Истинные мусульмане». Вспоминаю русскую пословицу «заставь ... молиться, так лоб расшибет», и меня пробивает на ха-ха, но надо быть уважительной к верованиям и проявлениям своих убеждений другими людьми. Сына беру за руку и говорю: «Идем, в номере объясню». Детско-юношеское ржание не всегда может быть к месту.
Побитый лоб — это лишь пена на поверхности океана под названием «фанатизм». Вы думаете, это удел конкретной религии? Нет, это состояние души. Состояние не стабильное, не комфортное, временное. Но именно в нем на какое-то время психика находит отдых, успокоение. Это противоположная крайность движения психоэмоционального маятника от нервного истощения, невыносимости бытия, невротизма до хоть какого-то временного внутреннего смирения. И тогда тот, кто дал этот приют спокойствия — гуру и бог, а все остальные — враги, которые могут еще исправиться и стать на путь истинный.
Вы думаете у нас иначе? Только лбы не бьют. Мне тоже приходилось слышать от людей, которые на какое-то время получали облегчение, как они меня ненавидели потом. А потом снова любили, принимали, приходили, и снова ненавидели и винили...
Как это выглядит у нас в социуме? Вот человека жизнь зажала так, что ни спать, ни есть не может. Муж ушел, один ребенок наркоман, второй тяжело болен, жить негде, зарплата низкая и т.д. (тут могут быть варианты, описываю классический пример). В этом состоянии мужчины чаще пьют, а женщины снимают стресс у гадалог, тарологов, энергопрактиков, целителей и т.д. — кого смогли разыскать. К психотерапевту обращается 1%, когда мозг уже оплавился, и теряется контроль над своими действиями.
В этот период зачастую человек приходит на определенные психологические семинары или тренинги, в какие-то практики. И получает его психоэмоциональный маятник толчок в другую сторону — в сторону взять ответственность за свою жизнь на себя, увидеть во всем проявление бога, научиться задавать себе вопросы: зачем мне нужна была эта ситуация, и какой урок я из нее извлек? И не важно, кто дал толчок и движение к пониманию себя. Он изменил ход движения событий. Он должен стать кумиром или быть развенчанным. В любом случае исход один — он все равно через какое-то время будет ненавистным врагом, обманщиком у большинства тех, кто так и не возьмет ответственность за свою жизнь на себя, а найдет, на кого ее переложить, истинно уверовав в волшебную палочку.
Иногда человека разворачивает к пониманию и приятию себя церковь и батюшка (любая религия или секта и ее представитель). Батюшки этот процесс понимают и поддерживают, клиента надо держать при себе, чтоб чего не утворил. Ведь батюшек учат работать с людьми, у которых болит душа. Все! С этого момента батюшка понесет бремя непререкаемого авторитета на себе, а учение данной конкретной общины станет догмой для всех окружающих данного человека. Теперь он будет нести учение в свет. И этот процесс конечен, ведь развенчание тем быстрее и тем сильнее, чем более фанатично человек уверовал в силу вне его самого, переложил на нее ответственность за свой выбор.
В этом плане роль психолога, психотерапевта или батюшки — любого, кто поможет развернуть фокус внимания и включить процесс осознаний, примерно одинакова.
Любой кумир должен быть развенчан. Фанатизм, если его не культивировать и не поддерживать сознательно (иногда выгодно иметь стадо баранов для бойни), имеет свойство заканчиваться через разочарование и полное отторжение. И тогда цикл повторяется, только с другими ситуациями, людьми и внешними атрибутами.
Есть, на самом деле, вариант, когда цикл можно остановить, относительно стабилизировать состояние человека, при этом сняв фанатизм, как психоэмоциональную крайность. Это сложный и длительный процесс. И тогда психолог будет иметь клиента, а батюшка — прихожанина до конца своих дней. Относительно стабильного и психически уравновешенного. Все ли готовы взять этот труд на себя?
А лбы имеют свойство заживать куда быстрее, чем душевные раны.
Наталья Зайцева