Внутренние пути во вселенную Центр Человека / Главная / ZIP ID / Экспедиции / Перу (весна 2014) /

Внутренние пути во вселенную

Сегодня мы продолжим разговор об аяваске (ауяске).

В Бразилии существует три религиозных организации, в которых прием аяхуаски имеет смысл таинства. Самая крупная из них — УДВ (UDV, Uniaro do Vegetal) — около 7 тысяч членов во всех штатах Бразилии. Многие в УДВ высокообразованны, есть и университетские профессора, юристы и журналисты. В значительной степени именно благодаря влиянию УДВ религиозное использование аяхуаски было одобрено в Бразилии в 1987 году. Организация имеет несколько центров за пределами страны, включая США, где в 2005 году Верховный суд США, рассмотрев судебный иск, разрешил УДВ проведение ритуалов.

Ученые провели психологическую оценку 15 членов УДВ, каждый из которых состоял в организации более 10 лет и принимал аяхуаску один раз в две недели; полученные результаты сравнили с результатами исследования пятнадцати контрольных субъектов из той же социально-экономической среды, которые не пили аяхуаску.

Опубликованные материалы исследований показывают, что члены УДВ имели психологический профиль исключительно здоровых людей. Они обладали значительно большей уверенностью, склонностью к общению и оптимизмом; им были в меньшей степени свойственны страх и нерешительность, застенчивость и ожидание неприятностей. Они также показали значительную стоическую твердость по отношению к диагностической возбудимости, большую регламентацию по отношению к беспорядочности и тенденцию к размышлениям по отношению к импульсивности. Ни у кого из субъектов исследования, являвшихся членами УДВ, не было обнаружено

неврологических или психиатрических симптомов. Хотя пятеро из них в прошлом страдали от алкогольной зависимости, двое — от глубокой депрессии, а трое — от фобической тревожности.

Не наблюдается случаев ухудшения здоровья из-за приема аяхуаски среди членов церкви. Некоторые из них являются адептами церкви в третьем поколении. Они принимали аяхуаску, находясь еще в лоне своих матерей: женщины, являясь активными членами религиозных организаций, пьют аяхуаску во время беременности, рожают

под воздействием этого напитка и кормят грудью детей.

Следует отметить, что проведение ритуала под воздействием напитка не означает ухудшения восприятия действительности у его участников; под влиянием аяхуаски опытный человек оказывается подключенным к высшему источнику знания, высшему «Я», трансперсональной силе и может воспринимать, думать, говорить и действовать по другому и более эффективно, как будто через него говорит его внутренний голос. Например, лидеры религиозных организаций под воздействием аяхуаски часто становятся очень красноречивы, даже если имеют довольно скромное образование.

Многие принимают аяхуаску для исцеления, духовного подъема, просветления, прозрения и познания внутреннего мира, связи или соединения с космическим сознанием, природой или планетой Земля, для того чтобы обнаружить творческую энергию. Другие принимают ее, «просто чтобы знать».

Аяхуаска не ядовита. Летальной дозой считается объем, равный приблизительно 6 литрам, а это количество невозможно выпить, не вызвав рвоту. Как только участники знакомятся с силой напитка, им следует решать самим, какое количество принимать на последующих сеансах, увеличивая или уменьшая дозу в зависимости от их предыдущего опыта. После двух или трех сеансов участники обычно представляют себе оптимальное количество, которое они могут выпить.

Так же, как и другие вещества-психоинтеграторы, аяхуаска известна своим сильным физическим воздействием. Рвота и диарея наблюдаются часто, особенно на первых сеансах. У некоторых людей рвотные позывы не прекращаются на протяжении многих часов. Другие чувствуют такую слабость, что оказываются не в состоянии выйти в туалет и даже попросить кого-нибудь о помощи. Некоторых людей бросает то в жар, то в холод. На начальной стадии путешествия может понизиться кровяное давление. Иногда может сильно кружиться голова в течение нескольких секунд. Время от времени бывает тахикардия. Здоровое сердце и исправно функционирующая печень являются необходимыми условиями для приема аяхуаски.

Важно отметить, однако, что после нескольких сеансов участники обычно привыкают к напитку и уже или не ощущают тошноты вообще, или просто не привлекают к себе внимания, если приступы рвоты все же продолжаются.

Интересно, что у людей часто наблюдается явление, обратное привыканию: воздействие напитка становится сильнее, если несколько сеансов проходят в течение нескольких дней. Дело обстоит именно так, если соблюдается традиционное ограничение в соли, сахаре и алкоголе.

Участники сеансов приема аяхуаски часто переживают очень сильные эмоции. Многие сообщают, что сеансы стали одним из самых важных переживаний в их жизни. Люди также часто утверждают, что опыты, вызванные аяхуаской, помогли им увидеть собственную жизнь новыми глазами, например, осознать ранее неосознаваемые поведенческие модели. Некоторые участники испытывали потребность в возобновлении контактов со своими партнерами, родителями или другими членами семьи, с тем чтобы

сказать им, как сильно они их любят. Другие приобретали новый взгляд на свои личные и профессиональные взаимоотношения. Кроме того, многих людей пережитые опыты привели к признанию духовного измерения, ощущению полноты бытия и связи с природой.

Время, следующее за сеансом, является особенно творческим по многим причинам. Участники чувствуют себя в прекрасной физической форме, ощущают себя свободными, творческими, оптимистичными, вне зависимости от того, насколько трудным был ночной сеанс. Некоторые находятся во власти потрясения, пережитого предыдущей ночью.

Период, когда люди могут организованно поделиться пережитым опытом, весьма полезен, и для некоторых это является возможностью разобраться в своих чувствах.

Многие сообщают, что после сеансов они осознают свои проступки, и у них появляется сильное желание исправить свою жизнь. Довольно часто люди утверждают, что первый опыт приема аяхуаски был самым знаменательным событием в их жизни. Такие интенсивные переживания, однако, не вызывают сильного желания его повторить.

К напитку обычно относятся как к священному, а потому его не употребляют ради удовольствия или по воле случая. После сеанса обычно появляется состояние внутреннего спокойствия и ясности — «последствие», которое может продолжаться несколько дней,

недель или даже месяцев. Многие также продолжают следовать рекомендациям в отношении диеты — употреблять пищу с пониженным содержанием соли, сахара и жиров, придерживаются здорового режима питания в результате пережитого опыта. Поразительно, что аяхуаска работает одновременно на многих уровнях, включая тело, разум и дух.

Еще одним результатом приема аяхуаски является активизация творческих способностей. Некоторые люди начинают снова рисовать, писать или сочинять музыку. Аяхуаска действительно играет важную роль в художественном и музыкальном творчестве аборигенов, принимающих напиток. Местные жители верят, что раскраска тела, украшение общинных домов и других предметов материальной культуры, а также песни и рассказы вдохновлены людьми йаже — живыми существами, которые вступили в контакт с их предками и которых они сами могут встретить во время внутренних путешествий.

Аяхуаска также может быть особенно эффективна при избавлении от зависимостей. Многие люди, являющиеся членами различных церквей, использующих аяхуаску, утверждают, что отказались от алкоголя, табака, марихуаны и кокаина в результате опытов, пережитых под воздействием этого напитка. В городе Тарапото в Перу расположен центр исследования традиционной медицины и реабилитации людей, страдающих от наркотической зависимости, которым руководит французский медик Жак Маби. Центр специализируется на лечении тяжелых случаев наркотической зависимости с помощью аяхуаски и других лекарственных растений и показывает хорошие результаты.

(по книге Р. Страссмана «Внутренние пути во вселенную»).

Подготовил Александр Зайцев для сайта PUP.BY. Копирование материала разрешено в полном объеме со ссылкой на автора и сайт. Копирование частями запрещено.