Профессиональный взгляд на шаманские практики
В последнее время путешествия в Перу, Эквадор, Мексику, Боливию набирают оборот. Миллионы туристов ежегодно посещают эти страны. И поток растет. Большая часть туристов едет за трансперсональным опытом на шаманских церемониях. Интернет пестрит отзывами и описаниями магических переживаний участников. Это захватывает, рождает желание попробовать на себе. А что пробовать? В чем суть церемоний? К чему они ведут, и что могут дать человеку? Сегодня мы зададим ряд вопросов по этой тематике Эльману Османову, врачу-хирургу, психиатру, одному из самых признанных гипнологов в России. Не секрет, что мы собираемся совершить экспедиционную поездку к шаманам Перу. Одно дело — подготовка физическая, другое — психологическая, или даже психическая. Когда возникают вопросы медицинского характера, то лучшего консультанта, чем врач-хирург и психиатр в одном лице, да еще и с многолетним стажем работы, не найти.
Наталья Зайцева: Эльман, сегодня хочу очертить два круга вопросов: касательно шаманских практик (трансовых техник) и касательно влияния аяваски (или психотропных веществ) на тело, мозг, нервную систему и дух человека. Начнем с шаманизма? Что, с точки зрения профессионального гипнолога, представляют из себя шаманские техники? Какова роль в них шамана? Насколько реально человек может получить желаемый результат, например, выздороветь?
Эльман Османов: Шаманизм — это ничто иное, как подразделение суггестивных технологий. Суггестия — это внушение. Внушение может быть прямое или косвенное: через предметы, амулеты, молитвы, предметы обихода, например, расчески. Предметы в своей пра ктике использовали, например, Алан Чумак и Кашпировский (заряжали воду). Это все техники внушения. К технологиям шаманов относят использование танцев, ритуалов, с зажиганием костров, курением травы, грибов и т.д., одним словом — галлюциногенов, дыма, древесины. Хочу заметить, что эти вещи они знали великолепно и передавали из поколения в поколение. Они использовали еще и закономерности природы, например, на закате или на восходе проводить ритуал. Один из примеров использования природных закономерностей, чтобы доказать, что шаман избран Богом: на Севере скалы — магнитные, они имеют большое содержание железа. Шаман становился к скале и говорил: «Убей». Сам знал, что скала будет оттягивать топор в сторону. В него бросали топор — а тот менял траекторию! Вот! Его убить нельзя! В фильме «Земля Санникова» отражено использование ритуальные действия, всех естественных природных вещей, чтобы втюхать простому люду, что он знает. Это повышает процесс верификационной силы внушения. Она нарастает, когда существуют такие загадочные, вычурные технологии. Естественно, что современные шаманы не брезгуют наркотическими веществами. Каким образом Колумб закурил? Шаманы собирались у костра и курили никотин, но не так, как современный, они скручивали табак и начинали танцевать возле костра. Колумб впервые закурил и почувствовал кайф. После этого он привез табак в качестве лечебного препарата, и потом это раздули на уровень скрытой наркомании. Это огромный доход государства. Использование сильнодействующих препаратов давало человеку возможность впадать в измененное состояние сознания. Здесь мерещится все, что угодно. В это время ему можно внушать, что угодно. Но насколько это будет полезно — вопрос очень спорный. Например, использование хиллерского приема, что удалили камни. Человек может поверить, но камни никто не удалял. Ну, будет он ходить с внушением, что у него все хорошо.
Наталья Зайцева: Недавно я смотрела эксперимент с хиллером. Молодой человек замерил размеры жировика в медицинском учреждении, съездил к хиллеру на операцию, а потом замерил после. Жировик уменьшился почти в три раза. Это показатель! Значит, не все шаманы жульничают!
Эльман Османов: В измененном состоянии сознания человеку можно внушить, что угодно. Человек в это поверит. Это не означает, что процессы в теле отреагируют или не отреагируют. В измененном состоянии можно взять кусок мяса, заложить в рукав, человек не может это отслеживать. Один из таких приемов я использовал в медицинских целях, грамотно. Например, был у меня такой случай: у молодого человека болит сустав, ничего не помогает. Обычно это значит, что или диагноз не верен, или с психикой проблема. Я делаю снимки, все делаю. По анализам здоровый, молодой человек, ничего нет. А он жалуется, что болит. Тогда я понял, что это с психикой. Я его загипнотизировал и сделал установку, что прооперирую его, все вычищу и зашью. Когда я резал сустав, ему было больно, гипноз не снял эту боль, он реагировал, говорю: «Я чищу». На самом деле — сделал маленький разрез на коже и зашил. И он выздоровел! Это внушение, подтвержденное разрезом! Внушение сильнее с разрезом!
Любая шаманская технология — это ритуал. Использование наркотических препаратов, например, ЛСД, экстези. У них измененное состояние сознания, и им можно внушать, что угодно. Но при этом они не выздоровеют. Просто обычным внушением не все можно убрать. Если мы не найдем первичный и вторичный конфликт в нервной системе, однократное внушение ничего не даст. Поэтому шаманские технологии самоочищения и т.д — это все хорошо, но, когда они начинают применять сильнодействующие препараты — это наркогипноз, который использовали древние факиры Египта, Греции и т.д. Но тогда это было не так хитростно. Сейчас можно внушать что угодно, но будет ли польза. Вред будет, если человек подсядет на это вещество.
Когда я вижу технологии у хиромантов, когда дурят народ — у меня это вызывает отвращение, не каждому хочется дуриться. Но есть другое. Например, человек трудно поддается гипнозу, 5% человечества такие. Иногда с такими используешь дыхательные технологии, чтобы преодолеть сопротивление и ввести в состояние гипноза. Это оправдывает себя, так как надо убрать у человека проблему в любой ценой.
Наталья Зайцева: Шаманы зачастую используют травы, курение, напитки — помимо своих пений, бубнов и т.д. Как правило, все эти «добавки» содержать психотропные вещества. Например, шаманы Перу проводят обряд аяваски. Аяваска — напиток, в состав которого входит сама лиана banisteriopsis caapi, в которой главный активный элемент — ингибиторы моноаминоксидазы (ИМАО) и растение, содержащее алкалоид галлюциногенов диметилтриптамин (DMT). Вот, что мне удалось найти в Интернете касательно действия этого напитка: «Наиболее значимая для организма человека неприятность при воздействии с аяхуаской — эффекты от ИМАО (ингибиторы моноаминоксидазы) растений. Действие ингибиторов МАО на человеческий организм лучше всего объясняют соответствующие энциклопедии и медицинские статьи, я же буду исходить их того, что какие-то понятия все же существуют. При употреблении напитка, содержащего вещества ИМАО растительного происхождения, в кишечнике снижается скорость (ингибируется) выведения из организма тирамина (аминокислота, которая в обычном состоянии вступает во взаимодействие (метаболизируется) моноаминоксидазой). И, как следствие процесса — повышается скачкообразно уровень тирамина в крови. Тирамин в больших концентрациях воздействует на гормон эпинефрин. В результате данное состояние может привести к гипертоническому кризу. Что в свою очередь, ни к чему хорошему привести не может. Тирамин же, как раз, и содержится в продуктах, которые составляют суть диеты во время подготовки к церемонии аяваски. В различных количествах он содержится во многих продуктах питания, а так же в различных лекарственных препаратах и некоторых растениях. Надо сказать, что в конечном итоге, действие и взаимодействие аяхуаски с различными веществами, содержащимися во многих продуктах, до конца не изучено».. (http://www.toltec.me/dieta-dlya-podgotovki-k-shamanskim-ceremoniyam-ayauaski-prodolzhenie)
Прокомментируйте, пожалуйста, данную информацию, как врач. Я не имею медицинского образования, но, как у технаря, в моем понимании все просто: есть тело, оно, как супер-классный автомобиль. У тела есть мозг и развитая сеть нейронных связей — блок управления и электропроводка. Если человек выпивает любое наркотическое вещество (будь-то водка или аяваска), то при всасывании токсинов в кровь происходит интоксикация и отмирание некоторых клеток головного мозга (короткое замыкание и разрыв некоторых проводков в жгуте). Потом телу требуется восстановление водного и баланса и ряда потерянных клеток, чтобы нормально вывести все токсины и плоды их гибели из организма и включиться в работу (немереное количество денег на поиск и устранение неисправности в электропроводке J). Но часть нейронных связей будет потеряна. Ну, какая разница для того, кто определенными опциями своего тела не пользовался (ну, не работал прикуриватель, ну и фиг с ним!) А, если коротнет провод на двигатель? Таким образом, новые межнейронные связи от воздействия психотропов вряд ли выстроятся (или это в принципе возможно?), а старые будут потеряны. Так где же польза? Неужели миллионы туристов ежегодно едут за мифами, а в реальности платят своей межнейронной сетью?
Этот вопрос у меня возник не случайно. Я знакома с интереснейшим человеком, который владеет видением и бесконтактным боем при полной адекватности (бывший спец). Пару лет назад у него была травма пальцев руки. И, когда хирург делал операцию, он не позволил сделать наркоз. На мой вопрос: «Почему? Это же невыносимая боль. Там все нервные окончания!» Он ответил: «От действия наркоза потеряешь больше, и восстановить будет практически невозможно, я выбрал перетерпеть».
Эльман Османов: Я не изучал специально аяваску, но очевидно, что аяваска — это психотроп, который связывает метаболизм. У одного человека могут быть серьезные изменения, у других — нет. Чтобы понятнее было, как с алкоголиком. Один человек становится алкоголиком, другой — нет. Вред будет в любом случае, и змеиный яд — это яд. Но мы же в малых дозах используем эти яды для лечения ревматизма. Если шаманы используют легкую дозу для преломления сопротивления и погружения в медитативные техники — ради Бога, есть люди очень тугие. Например, ты приходишь на праздник. Ты выпила шампанское и поплясала, что здесь плохого. Ты ж не становишься алкоголиком. А если литр, да еще одна — тебя будет рвать, отравишься. Это вред.
При маленьких дозах клетки головного мозга не гибнут, а впадают в измененное состояние, они изменили свою работу, но еще не погибли. Легкие дозы вызывают измененное состояние сознания. Вряд ли миллиарды клеток погибнут от этого. Мы же используем в медицине опий, морфий — для наркоза. Надо ж оперировать. Да, гибнут клетки. Надо определиться, стоит ли овчинка выделки. Какую цель преследует человек. Если ты пронаблюдаешь со стороны — увидишь, что они делают. Изнутри — ты это не увидишь. Я не знаю, какое состояние будет вызывать шаман. Холотропное дыхание. Человек без наркотика впадает в это состояние. Суфийское дыхание — дышут по технологии и вырубаются. Насколько вредно, и что ты хочешь получить — вопрос спорный. Будут люди, кто после употребления психотропа, завязнут на этом. Это дело каждого. Из тех, кто попробует — многие подсядут и будут искать потом повторения. Каждый человек имеет устойчивость психики, или можно сказать, определенную степень устойчивости психики. Для тех, у кого психика лобильная, для них употребление таких препаратов грозит быстрым привыканием. Самый большой враг — не единократная гибель клеток, а привыкание!
Почему человек напивается? Почему возникает желание нажраться, чтобы спасть в салате? Он привык к этому состоянию. Он ищет его. И наркоман также. Для получения этого состояния он увеличивает дозу. Потом раз — передоз и скончался.
Наталья Зайцева: В одной из экспедиций был человек, который под воздействием аяваски вылетел в период Великой Отечественной войны и три дня там пребывал. Потом, вроде, вернули. Если такой пробой психики был, насколько это чревато последствиями в дальнейшем? Что Вы посоветуете как врач-психиатр, как хирург, как гипнолог и просто как человек тем, кто собирается ехать к шаманам будь-то Перу, Боливии, Мексики, Эквадора или....? Пить или не пить? Рисковать или не рисковать?
Эльман Османов: Любое измененное состояние сознания — это своя собственная внутренняя фантазия. И загробный мир, регрессы в прошлую жизнь и т.п. Никто не может доказать это. Если провести исследования, то каждый раз человек уходит в разные вещи, рассказывает разные воспоминания. Это галлюциногенная реакция. Ты на Луне — и человек рассказывает свои познания о Луне. Я думаю, что это собственные фантазии самого человека. Доказать, есть или нету, мы не можем. Для меня было бы интересно, если бы оба человека в гипнозе попали в прошлое и рассказали одно и то же. Вот ты ушла в прошлую жизнь, я твоего мужа тоже загипнотизировал и говорю, что он в таком-то году в таком-то месте. Он не знает про твою прошлую жизнь. Но рассказывает об этом. Т.е. группа говорит одно и то же. Но это не совпадет. Так как это собственные галлюцинации. Это его ассоциации, и это материал для работы, чтобы улучшить его жизнь. Или прогресс в будущее — внушаешь, что он находится там, и я вижу его проблемы в жизни. Почему бы сразу коррекцию не провести.
Если человек видит прошлое, что там он хороший человек — это прекрасно. Ты вдвойне довольна, какая я молодец. Но увидела, какое ты чмо, и говоришь: «Надо исправляться». Законы кармы. В чем механизм — исправляться! Что здесь плохого. Цели визита у шамана — дать человеку возможность взглянуть на свою жизнь, и дать возможность исправляться. В любом случае, заглядывание говорит — пересмотреть смысл жизни. Взгляд на свою жизнь вызывает ассоциации к изменениям. Даже, если это — личные фантазии! А наша жизнь, когда мы рассказываем о жизни, это не фантазии? Сколько выдумок присоединяешь, идеализируешь? Эмоционально человек рассказывает то, что он хочет видеть. Это тоже фантазия. Любые техники в параллельную жизнь имеют определенный смысл. Терапевтическая польза от них есть. Кроме того, любая шаманская техника дает выпуск эмоций — проплакался, проявил агрессию, смех, телесные зажимы. Это играет большую роль, так как каждый зажим — это определенная болезнь. Отпускаешь зажим — отпускаешь болезнь. Это полезно для здоровья. Иногда мужчина не позволяет себе плакать. Поплакал-отпустил — внутренние конфликты и неврозы уходят. Японцы берут фото начальника, крепят на мягкую игрушку, а дома лупят ее. Он отпускает телесные зажимы. Ему легче. Здесь в шаманских техниках много хорошего. Именно из гипнотических шамаских техник придумывались в психотерапии психодрама, психосинтез, эмоционально-стрессовая терапия. В мусульманстве есть течение шеитов. У них есть определенный день, когда убили имамов, они занимаются самоистязанием до крови, при народе, и впадают в такое же состояние, как и с шаманами. По описаниям, мы в детстве ездили туда, в этом состоянии даже раны заживают очень быстро. Стигматы — тоже самое. После молебна люди впадают в такое состояние, что с мест прибития Иисуса идет кровь. Насколько наша психика сильна. Эти вещи у шаманов вырабатывались годами, тысячелетиями.
Наталья Зайцева: А как же процесс очистки? При приеме аяхуаски многих тошнит, понос. И так полночи. И лишь под утро — измененное состояние сознания.
Эльман Османов: Идет привыкание, не очистка, человек может привыкнуть к любому яду. Древнеримский священник брал ядовитую рыбу из Эгейского моря, ел, начиная с малых доз, и привыкал. Потом на глазах публики съедал — и его признавали главным. Организм привыкает к любому яду, все зависит от дозы и применения. У меня был клиент, который кололся 15 раз героином в день. Если обычного человека так вколоть — то сразу умрет от передоза.
У меня, когда человек посещает холотропное дыхание больше 10 раз, я его выгоняю. Этого не должно быть. Идет привыкание. Изменять состояние надо, чтобы что-то изменить. Если он просто приходит и что-то ищет — зачем ему это? Если человек зачастил — что он ищет, вопрос ЧТО? Не проще ли научиться медитации и погружаться в измененное состояние сознания без ЛСД, аяваски, курительных смесей? Саморегуляция, аутотренинг. Зачем нужны эти препараты? Как пусковой момент в начале — я понимаю. Чтобы запомнить это состояние и погрузиться туда самостоятельно. А если привыкает к наркотику, то это не решает проблем человека, наоборот.
Люди, которые ездят к шаманам и не могут найти, что они ищут — таких много. Может им надо сходить к хорошему психотерапевту и разобраться? Есть, например, другой вариант «духовного поиска». Многие едут оторваться от жены (мужа), чтобы потом честно сказать: очистился при этом! J)
Наталья Зайцева: И все же: интоксикацию мы имеем, я так понимаю, если есть рвота и понос. Значит, нейронная сеть страдает?
Эльман Османов: Разрушение нейронов идет при сильной интоксикации, при слабой — они в измененном состоянии сознания. Если тошнит и поносит — это уже отравление. Если в машину залить бензин с соляркой — машина будет чихать и пукать, нагар на поршнях, фильтры надо менять и т.д. Это вред, загрязнение организма. Никотин выводится час, героин 72 часа, алкоголь — часов 40. Героин вызывает галлюцинации мгновенно. Все зависит, какое вещество, период полураспада. Чтобы наступило измененное состояние сознания, нужна доза, а она обладает отравляющем действием. От одного раза ничего не будет, главное не зависнуть. Человек, который чего-то ищет, ему надо разобраться с собой. Токсикомания — тоже галлюцинации. Дети после этого рассказывали чудеса, мультики, галлюцинации. Есть более простой способ — пережал сонные артерии — главное не переусердствовать. :) И пить ничего не надо. Или вращение вокруг одной ноги, суфийские танцы с дыханием — тоже до галлюцинаций. Все это интересно, но главное — не зависнуть и не искать это состояние. Зачем. Потом играет большую роль подоплека — установка — что его ждет. Шаманы заведомо внушают, и большинство это будет встречать. Если сказать, что встретишься с Богом — будет Бог, с Сатаной — Сатана. Большую роль играет интерпретация. Каждую галлюцинацию можно по-разному интерпретировать. Человеку страшно в замкнутом пространстве. Шаман скажет" Из тебя выходит злой дух«. Можно сказать: «Человек не уверен, всего боится, есть паническая составляющая, поэтому, он ощущает паническое состояние». Все зависит, как интерпретируется. А человеку всегда хочется слышать то, что он хочет слышать.
Наталья Зайцева: Спасибо, Эльман! Я думаю, в этом материале многие, кто только собирается поехать в Перу, Мексику, Эквадор, другие страны, найдут для себя ответы на определенные жизненные вопросы!
Семинар Эльмана Османова «Возможности психики. Технология управления сознанием. Скрытые техники манипулирования» пройдет в Минске 15-16 февраля 2014 с 11 до 18 часов. Идет регистрация.
Материал записала Наталья Зайцева для сайта PUP.BY. Копирование разрешено только в полном объеме и со ссылкой на автора Наталья Зайцеву и сайт PUP.BY. Копирование по частям запрещено.