Экспериментальные исследования на людях: что говорит аяхуаска?
Многие хотят ехать в Перу к шаманам, пройти церемонию Аяхуаска, но не представляют, что это такое. Отсюда возникают вопросы: «А не вредна ли аяхуаска, как она действует на организм, что человек переживает при этом, каковы последствия, а нужно ли вообще мне её проходить?» Незнание порождает страхи и фобии. Вопросы задаются разным людям, а между тем правильнее обратиться к первоисточникам.
В Соединённых Штатах Америки в Исследовательском Центре Университета Нью-Мехико доктором медицины Риком Страссманом с 1991 по1996г. было проведено исследование психоделика диметилтриптамин (ДМТ), которое является действующим веществом в составе аяхуаска. Само исследование и его результаты описаны в книге
Впервые ДМ"ДМТ: молекула Духа«. Т синтезировал венгерский химик и психиатр Стивен Сзара в Будапеште в 1955 г. Сзара принимал внутрь все большие и большие дозы ДМТ, но ничего не происходило. Он попробовал принять грамм, что в сотни тысяч раз превышало активную дозу. Позже выяснилось, что в пищеварительном канале выделяются особые ферменты — моноаминоксидазы (МAO), моментально разлагающие перорально введенный ДМТ. Но эту проблему индейцы Южной Америки научились обходить тысячи лет назад. Они берут богатые ДМТ растения, например чакруну, и варят вместе с лианой духов (Banisteriopsis caapi), в состав последней входят ингибиторы МАО, которые позволяют ДМТ оставаться активным при перроральном приёме. При приёме внутрь аяхуаски воздействие начинается в течение 20-30 мин. и спустя 6-8 часов становится едва ощутимым.
Шаманы используют сакральные растения, такие как пейот, грибы и аяхуаска, которые освобождают душу из телесного заключения, дают доступ к сферам альтернативной реальности и позволяют общаться с миром духов. Эти растения также применяются для диагностики и лечения широкого спектра заболеваний, психических и физических. В ходе ритуалов шаманы проглатывают растения, традиционно считающиеся священными, и получают духовные опыты. Участники этих ритуалов нередко рассказывают о встречах с духами: некоторые из них были благосклонны, другие оказались ужасны и вызвали страх. Некоторые опыты представляют собой путешествия во времени, сеансы телепатии или единение с Богом.
ДМТ содержится во многих растениях, а так же в организмах всех млекопитающих. Он был обнаружен в крови, моче, спинномозговой жидкости, в мозговой и легочной тканях человека.
ДМТ является основой группы триптаминовых психоделиков: ЛСД, псилоцибина, 5-метокси-ДМТ, мескалина, ибогаина. Ибогаин обладает, по общему мнению, свойством избавлять человека от алкогольной и наркотической зависимостей.
Триптамины обладают триптаминовым ядром — гексагональным (шестиугольным) шестиатомным углеродным кольцом, соединенным с пентагональным кольцом, состоящим из четырех атомов углерода и одного атома азота. К пентагональному кольцу присоединена цепь из двух атомов углерода с одним атомом азота на конце.
Уникальным фармакологическим качеством ДМТ, отличающим его от других психоделиков, таких как ЛСД, псилоцибин и мескалин, является отсутствие привыкания. Например, если одна и та же доза ЛСД дается ежедневно, то постепенно его воздействие становится менее эффективным. ДМТ привыкания не вызывает.
Еще одной уникальной особенностью ДМТ является его активная транспортировка в мозг через гемато-энцефалический барьер. Защитный гемато-энцефалический барьер это клетки, плотно соединенные друг с другом, которые окружают кровеносные сосуды мозга, препятствуя попаданию большей части переносимых кровью химических веществ в пределы мозга. Мозг иногда расходует энергию для получения некоторых важных молекул с помощью активной транспортировки через гемато-энцефалический барьер. Примерами таких молекул являются глюкоза — источник энергии мозга, и определенные аминокислоты, которые сам мозг не может синтезировать. ДМТ — одно из таких
избранных соединений. Из этого можно сделать довольно любопытный вывод: как глюкоза необходима для функционирования мозга, так же необходим и ДМТ.
Все психоактивные препараты принадлежат одному из классов: ↑s, ↓s и *s. Препараты, принадлежащие к классу ↑, называются стимуляторами, возбуждающими/повышающими настроение. Веществами, принадлежащими к этой категории, является кофеин, содержащийся в кофе, чае. Другие представители этого клас- са: никотин в табаке; кокаин в листьях коки; синтетические амфетамин и
метамфетамин; катинон в распространенном на Среднем Востоке и в Северной Африке растении — кате; риталин — лекарственный препарат, назначаемый для лечения синдрома дефицита внимания; и ареколин, содержащийся в семенах арековой пальмы и входящий в состав жевательной смеси, распространенной в Азии и на побережье Тихого океана. Воздействие препаратов категории ↑s довольно легко описать: у большинства стандартная доза таких препаратов вызывает усиление различных психобиологических функций, включая внимание, точность и скорость мышления, бодрствование, уровень тревожности и моторную/двигательную активность.
Вещества группы ↓s принято обозначать как седативные, или успокаивающие/понижающие настроение. Алкоголь, бензодиазепины, алпразолам (или ксанакс) и валиум, опиатные наркотики, распространенное в Полинезии и на Гавайских островах растение кава-перец и анестетики принадлежат к этой категории. Их воздействие относительно легко описать — по сути, оно противоположно воздействию ↑s. Использование этих препаратов вызывает сонливость, смещение внимания, замедление процессов мышления.
Препараты группы *s изменяют качество сознания, а не вызывают общее усиление или ослабление психических/умственных процессов. Вещества *s воздействуют на те аспекты сознания, которые мы непосредственно связываем с ощущением себя как человеческого существа, то есть на определенные способы мышления, чувства, восприятие и волю. Обычно воздействие средств категории *s называют психоделиче- ским или галлюциногенным.
Психоделики оказывают свое воздействие, благодаря сложному сочетанию трех факторов — сета, сеттинга и вещества.
Сет — это то, из чего мы состоим, и сейчас, и в будущем. Это наше прошлое, наше настоящее, и наше возможное будущее; наши предпочтения, привычки и чувства. Сет также включает наш организм и мозг.
Психоделический опыт также тесно связан с сеттингом — тем, или чем, что есть или чего нет в нашем непосредственном окружении; то, где мы находимся, будь это на природе или в городе, в здании или на улице; качество воздуха, которым мы дышим и окружающие нас звуки, и т. д. На сеттинг также влияет сет тех, кто находится с нами, когда мы принимаем вещество, будь это друзья или незнакомцы, расслабленные или напряженные, гид это или шаман, оказывающий вам всевозможную поддержку, или любопытный ученый.
Психоделики, в растительной форме или в чистом виде, могут вызывать трансперсональные состояния.
Околосмертные опыты (ОСО) включают в себя чувство стремительного движения, часто через тоннель, сопровождаемого музыкой, пением или голосами. У человека может возникнуть ощущение, что его сопровождают другие — живые или мертвые родственники или друзья, или он со всей очевидностью осознает, что мертв. Во время таких опытов нередко имеют место обзоры жизни — быстрый последовательный показ более или менее эмоционально заряженных событий из жизни индивидуума. Хотя
большинство людей сообщают о прекрасном чувстве спокойствия и умиротворенности, некоторые все же испытывают непреодолимый ужас. Иногда кульминацией ОСО является мистический опыт. Все пережившие ОСО описывали это состояние как «более реальное, чем в жизни», и в случаях очень позитивных ОСО субъектам исследований было довольно трудно вернуться в этот «мир испытаний» после того, как они только начали ощущать удовольствие от пребывания в «мире вознаграждения».
Мистические опыты иногда становились кульминацией ОСО. Даже, если эти опыты происходили не на реальной границе жизни и смерти, они требовали от людей того, что ощущалось ими как смертельная схватка с внутренними демонами, как смерть той части себя, которая зависит от разделения, а не от общности, от доминирования, а не от сотрудничества, как окончание существования по принципу «мне-и-мое». В другое время,однако, требовалось меньшее напряжение, чтобы достичь мистического состояния, которое могло проявиться в виде снизошедшей благодати.
Мистический опыт затрагивает ключевые параметры нашего восприятия, а именно время, пространство и собственно нашу личность. В этом есть парадокс: бесконечно малое сосуществует с безграничностью без разногласий и конфликтов — подобно тому, как вечность сосуществует с мгновенным, а чувство отсутствия «Я» сосуществует с представлением о «Я», вмещающем в себя все живое.
Время перестает идти своим обычным ходом; кажется, что оно приостановилось или что его заменила вечность, которая включает в себя прошлое, настоящее и будущее. Пространство больше не является ограниченным, но в то же время все существование вмещается в мельчайшую частицу космоса. Сам человек может теперь сохранять и ощущать совершенную гармонию с жизнью, добро и зло предстают в своей глубочайшей подлинной сущности, и природа свободы воли воспринимается со всей очевидностью.
Пережив мистический опыт, люди удостоверяются в существовании души вне тела, а следовательно, убеждаются в том, что душа живет и после смерти тела. Воспринимается как бесспорный факт, что существует непредставимый могущественный Творец и Хранитель — реальности вообще и вас в частности. Этот Творец — нерожденный, несотворенный, бессмертный и неизменный. Такие опыты, поразительные по своей интенсивности, сопровождались экстазом и поиском блаженства. Еще более поразительными были мир и спокойствие, обретенные в состоянии блаженства.
Личность человека, пережившего подобный опыт, полностью трансформируется.
Александр Зайцев для сайта PUP.BY. Копирование материала разрешено только со ссылкой на автора Александра Зайцева и сайт PUP.BY. Копирование частями запрещено.