Девальвация формы
Кто кем управляет, я своим телом или тело мной?
Абсолютное большинство людей свое существование связывают исключительно с жизнью собственного бренного тела. Руки, ноги, голова — это все, чем жив человек. Подобная радикально плотская идентификация закономерно приводит к таким последствиям, как:
-
Зная конечность своего материального существования, человек по неволе исповедует идеологию «временщика». Ожидая фатального финала, он торопится «урвать» от жизни как можно больше. Актуальный лозунг такого спринтера: «после меня, хоть потоп...».
-
Позиционируя свое существование в границах материальной жизни, человек чрезвычайно озабочен достижением некой цели, реализации которой он непременно обязан добиться в отпущенный ему срок. Однако, в силу быстрого привыкания (адаптации) к достигнутому, взятая высота не долго согревает душу. С другой стороны, большая часть населения земли, вообще считает свои пожизненные цели не достигнутыми, по поводу чего пребывает в печали и унынии.
-
Если тело — это все что я имею, значит любые изменения с ним как в плюс, так и в минус переживаются необычайно остро. Настроение человека жестко привязано к его физическим кондициям и он становится «рабом» материи. Большинство возникающих психологических комплексов являются прямым следствием пристального рассматривания себя в зеркале. Лелея в голове свой прекрасный идеальный образ, барышни жутко страдают от несоответствия ему наблюдаемого ими зеркального отражения. Бережно храня бесценное тело, человек с трудом переносит физический дискомфорт и болезни. Перекосы идеологии виновны в тотальной невротизации цивилизованного человечества. Предрассудки и многочисленные условности связанные с физическим контактом между людьми, ставят их жизни в зависимость от соблюдения тех или иных «моральных» правил. Мнительная и тревожная девушка, заключенная в тиски традиционных устоев, пережив насилие, накладывает на себя руки. Тысячи людей кончают с собой по причине отклонений от нормы их физического развития или проблем нетрадиционной сексуальной ориентации. Отвлеченное мышление играет с человеком злую шутку, лишая его простого и естественного отношения к самому себе.
-
Воинствующий материализм делает само целеполагание людей исключительно плотским. Синонимом счастья в нашей цивилизации является материальный достаток и телесный комфорт. Все это не плохо, но подобная идея доведенная до абсолюта, приводит к духовной деградации. Среди многочисленных стереотипов нашего социума есть некий набор достижений, соответствующий пониманию счастливой жизни и если человек чего-то не добирает из этого перечня, он страдает от осознания собственной «неполноценности».
-
Прямым следствием пропагандируемого «культа тела» является идеология «полезного предназначения». Такой манипулятивный подход означает, что каждый из живущих предназначен для реализации определенных полезных действий. Набор «полезных» качеств определяется социумом через власть и религию. Задача любой власти — решить проблему управляемости своего электората, а самый верный способ ее реализации, сделать людей похожими друг на друга и зависимыми от одних и тех же контролируемых государством факторов. И здесь материальный рычаг работает безотказно. Материальная мотивация населения обеспечивала во все века стабильность и управляемость обществом. Чем тверже баран верит в свое гастрономическое предназначение, тем проще из него сделать шашлык. Когда забыты понятия уникальности и самобытности, а разница между мужем и электрочайником заключается лишь в наборе полезных качеств, жизнь становится театром абсурда. Достаточно сказать о массовой тенденции менять душевного, но небогатого, на бездушного и зажиточного.
-
Ограничиваясь рамками физического тела, человек воспринимает себя в качестве «вещи» среди других подобных вещей. Он изолируется от окружающей реальности параметрами телесной оболочки. Такое позиционирование исключает прямой и непосредственный контакт с элементами бытия. Воспринимая себя вещью среди вещей, человек подчиняется законам природы и не способен по собственной воле их менять. Такая зависимая роль делает людей безответственными, ибо если от меня ничего не зависит, то за что я могу отвечать? Человечество превращается в пассивный планктон, увлекаемый социальными течениями. Степень дееспособности каждого человека напрямую диктуется его верой в свою причастность к тому, что выходит за границы тела.
Как преодолеть телесную зависимость?
Это невозможно. Причина проста и понятна. Жизнь (сознание) — непрерывный поток телесных ощущений. Сенсорика крепко привязывает нас к собственному телу и понятно, что в такой ситуации мы не в состоянии уйти от материальной зависимости.
Однако, все дело в степени этой привязанности. «Векторный анализ» подразумевает решение задачи, как выбор между альтернативных тенденций. При очевидной недостижимости конечного результата, человек может успешно решить целый ряд жизненно важных задач, избрав для себя нужный вектор движения.
Выше описанное, печальное и зависимое состояние людей вовсе не данность. Человечество пришло к этому, эволюционируя от животных, которые вовсе не страдают подобными хворями. Исторически культивировалась тенденция к единообразию особей «стада», что давало возможность ими управлять. Увеличение населения земли только усиливает данную тенденцию. Можно ли ей противостоять? Нужно. Но не всем. Единообразие и социальная сплоченность гарантирует членам стада защиту и достаток. В этом заключается важная позитивная роль любого сообщества, подчиненного неким общим правилам существования. Доля приверженцев «стадной» стратегии жизни приближается к ста процентам. Лишь единицы способны противопоставить себя общественным ценностям. И дальше имеет смысл продолжать чтение, лишь тем, кто причисляет себя к этому меньшинству.
Что такое «витальная проактивность»?
Тело человека, так или иначе, является причиной испытываемых им эмоций. Уколов палец булавкой, мы испытываем боль и как следствие этого, отрицательную эмоцию. Эта эмоция заставляет нас рефлекторно отдернуть руку. Расширяя данный пример на поведение людей в целом, можно сказать, что вся жизнь, это нескончаемая череда рефлекторных актов, основанных на эмоциональном (витальном) восприятии физической реальности. Человек подобен марионетке, которую невидимый кукловод дергает за нити. Поведение в форме простых рефлекторных ответов называется реактивным и характерно для всех низших существ природной иерархии. И лишь человеку доступно изменить этот порядок вещей. Благодаря способности мыслить отвлеченно (абстрактно), люди планируют свое поведение и следуют своим планам, не взирая на внешнее стимулирование. В этом заключается понятие «проактивности».
Поскольку эмоции рождаются телом, реактивная тенденция тем сильнее, чем крепче связь человека со своим телом. Если мы идентифицируем себя исключительно с плотью, нам очень трудно сопротивляться ее настоятельным запросам. Внутренне дистанцирование от материальной оболочки, напротив, дает возможность управлять ею, игнорируя физические помехи. Так, вся героическая мифология представляет собой яркую иллюстрацию «витальной проактивности». Герои эпосов, вопреки явной опасности, рискуя жизнью, сознательно совершают поступки во благо высоких идеалов человечества. «Витальная проактивность» возможна только при условии сознательного отмежевания человека от физиологических потребностей своего тела.
Как подчинить себе тело?
«Все в голове», сказал великий и был абсолютно прав. Все зависит от нашей Веры. События жизни происходят потому, что мы внутренне верим в их неотвратимость. Жизнь кажется нам постоянной и привычной, поскольку внутри нас сформировано определенное миропонимание. Каждый из нас позиционирует себя в пространственно-временных координатах и это место, Кастанеда называл «точкой сборки». У каждого она своя, но в целом все люди имеют схожий взгляд на реальность. За счет этой схожести, нам легко понимать друг друга. Трудно представить диалог человека с летучей мышью, «точки сборки» которых разительно отличаются. Мир для летучей мыши видится совершенно иным, чем для человека.
Некоторые психические отклонения перемещают людей совсем в другую реальность. Тоже самое может происходить под действием психотропных препаратов. Например, наркоман под воздействием героина может не замечать сильной боли. Точнее сказать, «боль» выпадает из системы его миропонимания.
Точно также, но естественным и экологичным путем некоторые люди способны целенаправленно трансформировать свою психику и смещать «точку сборки» в нужном направлении.
Формируя внутри себя необходимые установки, замещая одни стереотипы ожидания другими, человек меняет правила игры. В частности, сформированная Вера в то, что сущность человека находится вне его тела, делает витальную связь с его телом действительно менее прочной. Идентифицируя себя со своей Душой, мы приобретаем власть над телом.
Что такое «продуктивный цинизм»?
В нашем понимании термин «цинизм» имеет откровенно негативную окраску. Циников не любят, однако здесь идет речь о цинизме в отношении самого себя. Точнее, в отношении своего физического тела. Возвышенно-трепетное отношение к себе любимому, многих ставит перед серьезными проблемами. Здесь уместно вспомнить поучительную притчу, когда пара пылких влюбленных не в состоянии примирить обстоятельства, чтобы быть вместе, решается на самоубийство. Знакомый доктор случайно раскрыв их замысел, дает им не сильнодействующий яд, как они просили, а слабительное. Влюбленные заперлись в квартире верхнего этажа дома и выбросив из окна ключи, приняли «яд». Через день, по их просьбе, квартиру вскрыли. Все было пропитано зловоньем и как все мы догадались, теперь уже никто умирать не собирался...Проблема, созданная возвышенными чувствами, была продуктивно обесценена (девальвирована) житейской прозой. Определенный цинизм прослеживается в этой ситуации и приходится признать его позитивную роль.
Подобным образом, разжаловав свое тело из предмета почитания в утилитарный инструмент для реализации потребностей, мы обесцениваем (девальвируем) все проблемы с ним связанные. К примеру, профессия сексопатологов была бы упразднена, как класс за ненадобностью, если бы люди вдруг искренне поверили в то, что своим телом можно и нужно пользоваться для получения физических удовольствий, не примешивая сюда моральные и культурологические излишества.
«Продуктивный цинизм» заключается в том, что мы целенаправленно и рационально используем свое тело по назначению, а именно, как средство передвижения для Души.
Понятно, что такой цинизм не сможет сочетаться со страданиями женщин, оплакивающих каждый лишний килограмм своего веса., а проблема сексуальных меньшинств переходит из сферы морали в область семейных технологий.
«Девальвация формы».
В природе все уравновешено. Избыток одного, компенсируется недостатком другого. Альтернативным полюсом для формы, как философской категории, является содержание. При избыточной формализации деградирует содержательная часть. Мы хорошо знаем, что ум и красота редко сочетаются в одном теле. Популярный культ физического тела и тотальная увлеченность людей материальной стороной жизни, выхолащивает ее содержательную основу. К сожалению, симптоматика этого социального заболевания на лицо. Материальное все настойчивее подминает под себя душу и совесть.
Dr Perepelka (доктор Дмитрий Генрихович Перепелка, из книги «Сто вопросов экстрасенсу»), pup.by.
Любое копирование материала допускается только со ссылкой на автора и сайт pup.by