Гипноз и парапсихология
В сознании широкой публики гипноз связан с паранормальными явлениями. Э.Дингоулл (1967) посвятил четыре тома изучению опубликованных только в XIX веке случаев, когда гипнотические явления выступали в связи с паранормальными. Такое представление существует и по сей день. Вот почему исследователи гипнотических явлений всегда старались избавить гипноз от такого неприятного соседства. Если сегодня в беседе с психологом-экспериментатором, изучающим rипноз, вы заговорите о парапсихологии, то он в зависимости от своего темперамента, или пожмет плечами, или разразится гневом.
К этому можно добавить, что несмотря на то, что сегодня гипнология стала достаточно серьезной наукой, а самrипноз находит себе применение не только в медицине, но и в сnорте, педагогике, космонавтике, искусстве, нейрофизиологических исследованиях процессов ВНД, ряд ученых и врачей н только относят его к парамедицине, но и не имеют ни малейшего представления о его сути. Более того, не интересуясь, не исследую, не применяя, они позволяют себе огульные рассуждения о вреде гипноза, о его связи с мистикой", или вообще клеймят его, как чистое шарлатанство. Подобные высказывания нередко можно слышать даже на серьезных научных симпозиумах, не говоря уже о массе конъюнктурной научно-популярной литературы.
Действительно, гипноз еще окружен покрывалом таинственности не только из-за неясности его механизмов, или «чудес в проявлении феноменологии, но и прежее всего потому, что он всегда существовал и существует на грани с паранормальными явлениями.
Приведу один пример. 1969 год, Г.Винница, зал педагогического института. Г.Н.Смертин проводит обычный сеанс гипноза. Я ассистирую. Вдруг, в сердине сеанса, он показывает мне на двенадцатилетнего мальчикас закрытыми глазами, находящегося в глубоком сомнамбулическом состоянии. Смертин молча поднимает руку, и мальчик синхронно поднимает руку. Смертин начинает пить воду, и у мальчика синхронно появляются глотательные движения. «Телепатия» — негоромко шепчет Смерти, а затем проводит внушение, чтоскоро временно малчик ничего не будет слышать и просит меня рассадить всех загипнотизированных на стульях в глубине сцены, а сам обращается к залу с приблизительно такими словами:"Друзья! Я хотел бы сейчас отклониться от программы выступления и попробовать показать Вам.иногда проявляющеея в гипнозе телепатическое общение. У меня к Вам две просьбы: первая — что бы ни происходило, посидеть десять-пятнадцать минут тихо, и вторая — поднятьсяиз зала на сцену психолorов и врачей, если таковые здесь присутствуют".
Из зала поднялись шесть человек: четыре врача и два психолога. Смертин попросил их обсудить программу того, что он должен будет пытаться мысленно передать мальчику, и подавать ему задания в письменном виде. После этого он пригласил из зала на сцену двух человек, имеющиХ опыт составления протоколов и попросил дать емутемный шарф. Женщины,согласившиеся вести протокол, устроились у края сцены, подготовили бумагу, ручки и все нужноедляведения записей.а Смертин,с помощью еще одной женщины завязал мальчику глаза темным щарфомt
Случилось так, что в зале находился кинооператор-любитель с съемочной камерой, который в первом отделении, не спросив разрешения у Смертина, начал снимать на пленку процесс гипнотизации. Из-за чего мне, по просьбе Смертина, пришлось выйти в зал и после довольно-таки бурных объяснений и угрозы отобрать кинокамеру, прекратить киносъемку. Теперь же я снова вышел в зал и попросил этого человека провести киносъемку, на что он с довольствием согласился. Один из членов созданной комиссии подавал мне написанные на бумаге задания, из которых я отбирал те, которые, по моему мнению, могли подойти для предстоящего эксперимента, и передавал обратно в комиссию. Эти задания комиссия раскладывала в некоторой, установленной ею последовательности, и один из членов комиссии передавал их в этой последовательности Смертину.
Смертин сам предложил такую процедуру, ибо, имея соответстющий опыт проведения подобных экспериментов, хотел воспользоваться случаем, чтобы, если эксперимент удачно завершится, иметь надежный протокол.Я так подробно описываю подготовку к проведению эксперимента для того, чтобы показать, что с учетом имевшихся возможностей, он был организован методически верно и исключал любые возможности для инсинуаций.
Все, что потом происходило в зале, воспринималось зрителями, как нечто фантастическое, как сказка. Мальчик с завязанными глазами свободно ходил по сцене и залу, подходил к кому-то из публики и что-то взяв у него, относил взятое на сцену, или наоборот, отдавал кому-то какой-то предмет. Он садился, ложился, делал зарядку, прыгал. даже пытался потанцевать с одним из членов комиссии, а затем спел .. Взвейтесь кострами синие ночи, мы пионеры, дети рабочих..... Весь опыт длился семнадцать-восемнадцать минут (без учета времени подготовки). За все время эксперимента он произнес несколько фраз: один раз попросил воды и два раза обратился к комиссии и один раз сделал замечание залу, когда публика слишком эмоционально отреагировала на правильное выполнение мальчиком внушенного задания.
Интересно отметить, что вовремя экспериментов зале, практически, стояла полнейшая тишина, изредка лишь подчеркиваемая отдельным скрипом кресла, шорохом или одиночным покашливанием. В протоколе было зафиксировано, что мальчику было подано 23 команды, из которых 16 он выполнил абсолютно точно и полностью, 5 команд выполненны частично, одна не выполнена вообще и не было даже попытки ее выполнения (команда была такая: "увидеть перед собой доску с мелом, взять мел и нарисовать нa доске солнце..), и одна команда была выполнена полностью неверно (по команде: "Взять стакан воды, отнести его маме, а затем вывести маму на сцену .. , мальчик вывел на сцену девушку из первого ряда, причем с той стороны ряда, где находились его родители, но этот нюанс может быть и простым совпадением).
Здесь я не стану описывать, каким путем и что внушал мальчику Смертин, что он при этом ощущал, как менялась вегетатика и у него, и у мальчика. Я не буду даже пытаться доказать, что это была демонстрация телепатии, хотя сам в этом не сомневаюсь. Рассказывая об этом эксперименте, я хотел показать, что в гипнозе возникают некоторые паранормальные, то есть необъяснимые с точки зрения нынешней официальной науки феномены. Впоследствии, в течение многих лет работы, мне неоднократноприходилось сталкиваться с подобными явлениями.
Использованы материалы http://classical-hypnosis.ru/materials/full/80