Очередной этап эксперимента со слепыми детьми в НАН РБ
Для тех, кто не следил за экспериментом со слепыми детьми в Национальной академии наук , напомню развитие этой истории.
В мае 2009 года наш центр обратился за согласованием рекламы в Минский городской исполнительный комитет. Законность метода Бронникова была поставлена под сомнение, патенты Российской федерации на методику признать в РБ отказались и отправили на рассмотрение в Министерство здравоохранения вопрос о законности нашей деятельности в Минске. Министерство здравоохранения предложило провести эксперимент — обучить троих слепых детей по методу Бронникова альтернативному восприятию. Мы согласились. Финансирование предложенного Минздравом эксперимента идет за счет «Центра Человека».
В конце апреля 2010 года трое слепых детей — Настя, Катя и Сережа, приступили к занятиям. Всего методика Бронникова предполагает 3 этапа тренировок. Каждый этап состоит из обучающего блока по 18 часов и регулярных ежедневных тренировок до отработки тех навыков, которые дает методика. Первый этап был пройден в течение мая-июня. Результат — наработка фантомной чувствительности и открытие экрана внутреннего видения. Ребята с ним справились хорошо. Второй этап — наработка управляемости экрана внутреннего видения. Этот этап предполагает комплекс упражнений на развитие памяти, восприятие цветовой гаммы, пространственной ориентации. Ведь увидеть предмет на экране и взять в жизни — разные вещи! У зрячего человека все расстояния самостоятельно оцениваются мозгом, и у нас не вызывает трудностей соизмерять расстояния. При наработке альтернативного видения у слепого (да и у зрячего, но тренирующегося по методике) человека это одна из очень сложных задач. Этот этап длился все лето.
4 сентября мы собрались в Национальной академии наук, чтобы опять методом многоуровневого шкалирования определить, есть ли изменения в восприятии окружающего пространства у детей. На что всегда обращаю внимание приходящих на занятия: метод Бронникова — это спорт. Работаешь — есть результат, не работаешь — нет. И мы не придумываем Вам мотивацию, зачем Вам надо альтернативное видение. Это должны решить Вы сами, еще до прихода на курс. А потом быть готовыми работать! И среди деток было четко видно, кто работал летом, а кого разморила летняя жара.
Шкалирование показало, что восприятие стало шире у всех, появились дополнительные параметры, которые вошли в жизнь детей. Хорошие результаты показал Сережа. Когда передним лежал предмет, он мог, не дотрагиваясь, точно обвести его контур. Эта способность обусловлена фантомной чувствительностью, регулярными занятиями по 1 ступени. Кроме того, он определял цвета предметов достаточно точно. Стабильно менял местами зеленый и красный цвета, а в основном — результат летней работы был виден, можно идти дальше. У Насти и Кати результаты были слабее. Настя объяснила, что летом не хочется заниматься, надо полоть грядки, помогать маме, работы много. И это тоже важно. Кто из нас не был ребенком! Помните, как хотелось вести читательский дневник летом? А ведь это только чтение, а не ежедневные занятия. Далеко не все могут работать на черный пояс в каратэ. Но, если осознают, что для них это важно, что без этого им в жизни чего-то не будет хватать, без чего они жить не смогут, тогда да, тогда и летом, и зимой, и в огонь, и в воду. Мотивация. Она с первых моментов тренировок определяет, будет у человека результат или нет.
А еще любому человеку бывает нужна помощь. Если бы тренировки проходили на базе реабилитационного центра, под ежедневным контролем специалиста, я уверена, результат был бы совсем другой. Потому что все было бы по методике. И мамам, которые действительно совершают подвиг по отношению к своим детям, было бы легче.
С 20 сентября планируется приезд Натальи Гончаровой в Минск. Она вновь будет заниматься с детьми. Опять блок занятий по методике, а потом самостоятельные тренировки. Пожелаем детям удачи!