Интервью с Эльманом Османовым перед семинаром в Минске
Через пару дней Эльман Османов прилетит в Минск. Он проведет семинар «Здоровье и гипноз. Самоисцеление через погружение в себя». Чего ожидать участникам? Чем может быть семинар полезен и интересен? С этими и другими вопросами я обратилась к Эльману в скайпе.
Наталья Зайцева: Эльман, как Вы думаете, что может заинтересовать слушателей на Вашем семинаре? Что они могут полезного для себя почерпнуть?
Эльман Османов: Все вокруг здоровья вертится. Здоровый человек здорово мыслит, рассчитывает свои жизненные силы, правильно рассуждает, принимает решительные действия, не ищет и не сомневается по жизни, меньше осторожничает. Самым страшным в жизни человека является бездействие, тогда он обрастает ленью, скукой, его сила и жизненная энергия чахнет. Такому человеку остается завидовать успешному и здоровому человеку. Обычно человек такой начинает завидовать, злиться, и это зло, аутоагрессия его самого и уничтожает. А человек активный, который владеет собой своими мыслями, возможностями и желаниями — у него меньше агрессии, больше интересов по жизни и, естественно, такой человек в жизни видит больше хорошего, чем плохого. Такой человек чаще улыбается. У такого человека больше и чаще вырабатываются гормоны удовольствия — эндорфины.
Наталья Зайцева: Вы планируете дать общие оздоровительные техники, чтобы человек мог решить проблемы? И будут ли решаться какие-то вопросы по здоровью человека прямо на семинаре?
Эльман Османов: Если человек заявляет свои проблемы и хочет их решать — будем решать. Хотя это не клиентская группа. Все, что касается проблем здоровья, да и в целом каких-то неразрешенностей в жизни человека — это другой формат, не обучающий, а проработка конкретных запросов. Это не семинарский формат, он не предполагает обучения.
На семинаре я буду касаться, что можно и нужно делать, какие важные моменты он должен искоренить и какие добиться. Любая возможность человека не ограничивается тем, что он чего-то достигает. Перед ним открывается больше чего-то. Если он не знает, куда идти — то он слепой путник в степи, где нет опознавательных знаков, где можно потеряться. Надо не только научиться входить в состояния, но и научиться делать с этим что-то, знать, по каким опознавательным знакам идти. В пустыне — по солнцу, по луне, по звездам. В степи тоже будут какие-то животные, звезды. Смысл не только войти в новое состояние, смысл, что дальше с ним делать. Семинары не должны быть — один раз провели, научились и остановились. Семинар — человек дошел до состояния, он должен отработать, а потом поделиться своими наработками, ощущениями и т.д. и двигаться дальше. Даже искусный водитель-асс все равно тренируется экстремальному вождению, бывают ситуации снег, лед, ливень и т.д, т.е. профессионал все равно тренирует себя на определенные моменты жизни. Вся наша жизнь — умение познавать и достигать чего-то. Жизнь никогда не бывает, чтобы она остановилась, и мы остановились на достигнутом. В этом единственный смысл. В способности познать самого себя и научиться чему-либо.
Наталья Зайцева: Значит ли это, что человек, побыв на семинаре и не продолжив работать с материалом и техниками, не наработав личный опыт, зря потратил деньги?
Эльман Османов: В любом случае, деньги никогда зря не тратятся. Один свои знания претворяет в жизнь, а другой остановился. Он может развиваться сам. А есть люди, которые познали, остановились, забросили. Тогда все познания теряются. Под лежачий камень вода не течет. Все знают, что надо делать зарядку — а какой процент ее делает? Отсюда идет остеохондроз и т.д. Банально, человек знает, но не делает. А если человек болен? Ему надо обязательно делать, например, разрабатывать ногу после паралича. Будет разрабатываться нога? Нет. Но он знает и не делает. То же и в курении, алкоголизме. Человек знает, что вредно, что здоровье уже сдает? Он бросает? Нет. Знания есть, а претворения в жизнь нет. Мы что-то узнаем, но не делаем. Не напрягаемся. Все по течению, не более того. Если человек глубинно что-то изучает — то он постигает. Наш семинар дает возможность познать себя, жизненные процессы, физиологические, над которыми надо задуматься. Сделать шаг и понять, что без работы нет будущего. Осознанного будущего.
Наталья Зайцева: Надо ли что-то особенное взять с собой участникам семинара?
Эльман Османов: Коврики с собой. Будут идти коллективные медитации, гипноз, внушения, интересные практики. Лежа удобнее, хотя можно и сидя. Ручку, тетрадь тоже. В дальнейшем люди смогут под запись голоса повторять погружения самостоятельно или с аудио.
Вся программа, которая предложена к семинару — это материал на два тренинга. Психосоматика и техники управления — два огромных блока, которые тяжело успеть взять за один раз.
Наталья Зайцева: У меня спрашивают, стану ли я гипнотизером за один семинар? Реально ли обучиться или развить свои способности на семинаре?
Эльман Османов: Гипноз применяется, когда ты гипнотизируешь и внушаешь. Тогда способности реально быстро развиваются. Во время сеансов я это буду делать. У участников после посещения семинара будут максимально раскрываться внутренние возможности, ресурсы человека. А зачем людям это уметь делать с кем-то? Это огромное искусство. Этому не за два часа учат.
Наталья Зайцева: Сколько надо учиться, чтобы стать гипнотизером.
Эльман Османов: Всю жизнь. Стать не так просто. Одно дело техника, она описана в книжках. А другое — практический опыт. Задача не в том, чтобы загипнотизировать, а знать ,что делать в гипнозе. Надо научиться клинически мыслить. Техника легко — а научиться клинически мыслить — это годы труда. И надо быть врачом, чтобы вмешиваться в жизнь человека. Гипноз — врачебная техника. Все говорят, что гипноз не используют с точки зрения медицины. Но это ложь. Человек потом незаконно занимается медицинской деятельностью, а она лицензируется, она обязывает быть врачом. Все к этому приходят! Все скатываются до решения медицинских проблем, даже занимающиеся творчеством. От них никуда не уйти. Поэтому оптимальный вариант — человек приходит и занимается собой. Для обучения на гипнотизера нужны другие тренинги, не один-два, а годы обучения, с изучением медицины, прихода к клиническому мышлению, изучению заболеваний, решению медицинских проблем человека. Ступень за ступенью. Надо ли это аудитории? Единицам! А общее оздоровление и работа со своим здоровьем самостоятельная — всем. Мне не интересно обучать людей эстрадному гипнозу, например. Скоро гипнотизеров будет больше, чем простых людей. А зачем? Чтобы делать фокусы на улице? Зачем? Для самоутверждения, подчеркивания своей исключительности. Но так себя можно в другой области подчеркнуть. Методом саморегуляции, самогипноза можно самосовершенствовать себя, добиться чего-то, а зачем? Чтобы остановиться и перестать развиваться? Но в большинстве так и получается. Научился и остановился. Надо идти дальше. Познавать себя. Для этого надо знать, для чего ты познаешь себя, чего хочешь добиться? Четко знать, для чего занимаешься тем или другим. Цель должна быть, и она не ограничена, когда нет определенных планок, когда цель постоянно двигается вперед, меняется, преумножается. Это искусство. Оно не может остановиться. Есть гимнаст, есть йог. Йога — это продолжение гимнастики. Человек идет дальше, раскрывает свои возможности. Нельзя останавливаться на достигнутом. Если дал темп — продолжай, иначе будут смещения. Ничего просто так не случается.
Наталья Зайцева: Расскажите о клиентской группе: что это и зачем?
Эльман Османов: Клиентская группа — это не когда люди приходят к психотерапевту лично, а идет коллективная работа, здесь есть горячий стул — психотерапевт слушает и решает. Остальные слушают, помогают, участвуют. Пока помогаешь одному — решают свои проблемы остальные. Кроме того, каждый участник может задавать вопросы как психотерапевту, так и участнику. Например. Женщина не знает, разводиться или нет. Она спрашивает. У других участников тоже есть проблемы в семье. И они решаются. Кроме того, используется энергия всей группы. Работа демонстративная и серьезная. Не каждый может заявить проблему публично. А уж тем более многие не решатся прийти к психотерапевту лично. Здесь важен контингент, группа, закрытый коллектив, в котором человек может открыться и не бояться утечки информации.
Психотерапевты занимаются неврозами, помогают людям разобраться в их психологических проблемах. Оптимальная группа — 10-16 человек. Это основной круг для решения своих проблем. Проблемы могут быть любые: от темы зависти, любви до психологических и психосоматических проблем. Например, недавно у меня был круг и решался вопрос — почему от хороших женщин мужики уходят. Круг был три человека, семейный, люди известные, не могли выносить свои проблемы в общество. А пришли к выводу, что она далеко не хорошая. Внешнее и внутреннее не совпадают. Узнать своих тараканов — это уже шаг к изменению своей жизни. Она меняется и жизнь другая. Изменилась и жизнь изменилась!
Часто люди плачут на группе. Когда человека прорабатывают индивидуально, то, исходя из сопротивления, человек может оправдывать, это у доктора тараканы в голове. Обратная связь не объективна. А после коллективной — понятно, что у него самого тараканы. Один говорит, второй, третий, четвертый — это объективно. Моя задача группу направлять, а группа работает. Это серьезная работа. Клиентская группа длится обычно пол года — год, повторяется, отрабатывает новые проблемы. У меня была группа, которая работала 8 лет. Костяк был одним и тем же, немного добавлялись новые. Очень эффективная группа была. Многие потом закончили институт и стали психологами, поменяли свою деятельность. Хорошая подготовка и проработка была.
Наталья Зайцева: Спасибо, Эльман! До встречи в Минске!
Записала Наталья Зайцева для сайта PUP.BY