20 - 22 апреля (19:00 - 22:00)
Ведет Наталья Зайцева и Ирина Остапук
Только онлайн
Стоимость в кабинете на subretion.com
подробнее →
04 - 06 мая (19:00 - 22:00)
18 - 20 мая (19:00 - 22:00)
31 мая (19:00 - 22:00)
08 июня (19:00 - 22:00)
Первым 50 участникам книга
"Инфодайвинг.Счастье" в подарок
Впереди - практикумы!
Остальные обучающие программы
можно приобрести в записи на subretion.com
В 2021 году далее нас ждут
Коллективные погружения и
Практикумы с нами!
15 — 17 февраля (10:00–18:00) Обучение гипнозу и гипноанализу с Геннадием Ивановым
Онлайн и очно. Узнать стоимость можно здесь.
К сведению ниже распознанный скан выдержки из книги профессор С. Я. ЛИФШИЦ, председателя Московского Гипнологического Общества «ГИПНОАНАЛИЗ ИНФАНТИЛЬНЫХ ТРАВМ У ИСТЕРИКОВ».
«Настоящий труд является, в основе, изложением экспериментальных работ автора, которые им производились с 1923— 1927 года. Книга написана с сугубой сжатостью и краткостью и должна рассматриваться как постановка научной проблемы и план дальнейших научных исследований.В работах принимали участие некоторые члены Моек. Типнолог. О-ва, а также студенты I М.Г.У., которым я здесь выражаю свою благодарность.»
Фрейд, а еще более его школа *) возражают против гипноза, который «затормаживает, закрывает и успокаивает» в то время, как нужно вскрыть первоисточник болезненного состояния.
Подобное отношение к гипнозу является предвзятым убеждением, вытекающим. из нежелания разобраться в вопросе. На самом деле гипнотическое состояние может быть использовано одинаково как для суггестивной успокаивающей терапии, так и для целей аналитического исследования и для разрушения инфантильной амнезии.
Как раз в предыдущей главе мы показали, что между двумя крайними состояниями: бодрствующим и эмоционально тупым гипнозом существует ряд переходных ступеней, когда между верхним и нижним сознаниями возникают более или менее отчетливые связи. Использование промежуточных гипнотических состояний, степень которых должна быть подобрана каждый раз сообразно с индивидуальностью гипнотика, дает прекрасное средство разрушить амнезию и восстановить прошлые тяжелые переживания, послужившие основой поражения подсознания.
Этот объективный метод исследования, который облегчается тем, что при нем верхнее сознание заторможено, а стадо- быть его цензура перестает в большей или меньшей степени мешать, я предпочитаю назвать особым термином: «гипноанализ». Катартический метод Breuerla подходит под данное определение. Но он составляет в действительности только часть гипноанализа, ибо последний использует еще два сильных средства наряду с катарзисом; анализ сновидений и метод свободных ассоциаций, произведенных в гипнотическом состоянии.
Э. Сам Фрейд в последних работах сознается в том, что практическая необходимость может заставить перейти от золота психоанализа к меди гипноза.
огив,,i’о.’1 o’.i^ость психоанализу, гипноанализ не тре- ’время вскрытия никаких толковательных психодогичесчих предположений, кроме разве, одной, что для наличия психического потрясения должен существовать сильный внешний удар, который, и обусловливает собой инфантильную травму. Будучи во всем согласными с Фрейдом в части, касающейся значения и смысла истерических симптомов и связи их с актуальной травмой, наши данные, вытекающие из гипноанализа, дают иное представление о характере инфантильной травмы и ущемленных аффектов.
Во всех случаях, где анализ был доведен нами до конца, причиной основной травмы являлась какая-либо внешняя катастрофа, случившаяся в инфантильном возрасте.
Любая катастрофа, как сексуальная, так и несексуальная, может вызвать травму в этом возрасте. Для этого достаточно, если потрясение было настолько велико, чтб ребенок не в состоянии ответить на нее нормальной психической реакцией и должен был прибегнуть к истерическому механизму амнезии. Весь комплекс восприятий в таких случаях, ввиде неосознанных впечатлений, остается в нижнем сознании в качестве ущемленных аффектов. Вылечиться от истерии—значит нормально отреагировать эти ущемленные аффекты.
В терминах рефлексологии, наша точка зрения выразится следующим образом: инфантильная травма есть комбинированный условный рефлекс. Реакция истерического механизма является реакцией на условный раздражитель, каковым будет любой из ассоциативных компонентов травмы. ’Отреагировать травму—означает осознать условную связь и освободиться от условной рефлекторекой установки.
Инфантильная травма с ее ущемленными аффектами, по данным, гипноанализа, имеет самостоятельное об(ективное существование, которое может выявиться во вне ввиде психо-невропатического симптома, может оставаться в скрытом латентном состоянии. При наличии здоровой конституции и благоприятной внешней обстановки, инфантильнаятравма может быть настолько подавлена и заторможена, что человек остается психически здоровым до старости. В других случаях разрушительная травматическая энергия может нарушать функциональную деятельность организма всякого рода: сосудодвигательные, секреторные и трофические расстройства {функцион. расстройства сердечной деятельности, растройство желудочн. железы и др, органов внутренней секреции, вызвать неправильный обмен, невралгии и пр.), при чем психика остается вполне здоровой. Однако и в таких случаях, гипноанализ показывает, что реакция на внешний мир остается ущемленной. Травматик, будучи вполне здоровым психически, все-таки воспринимает внешние впечатления сквозь флер своей инфантильной катастрофы, и мелкие странности его характера, его чудачества являются элементами такого истерического подхода к окружающей обстановке. Такие случаи мы называем латентной истерией.
С научно-исследовательской точки зрения латентная истерия дает наиболее ценный и исчерпывающий материал для понимания инфантильной травмы, так как, благодаря наличию здоровой психики, при анализе, отчетливо разделяются между собой об’ективная и психологическая действительности.
В нашем обозначении, истерия далеко выходит за пределы клинической истерии в узком смысле слова: под истерией мы понимаем наличие у данного лица истерического механизма, т.-е. наличие ассоциативных связей между верхним и нижним сознанием, оставшихся неизжитыми со времени инфантильного возраста. Эти связи создают паталогическую реакцию истерика ка внешние впечатления.
Гипноанализ, при вскрытии, не нуждается в толковании. Он восстанавливает забытые об‘ективные факты инфантильной жизни, при чем проходит, едва затрагивая, мимо ряда внутренних психических конфликтов, на которых с ударением останавливается психоанализ {кастрационный, инцестуозный и нарци- стические комплексы). С такого же вероятностью, в своем психологическом устремлении, психоанализ проходит мимо . существенных моментов основной травматической катастрофы, которой мы придаем особое значение. Выздоровление при гипноанализе происходит не столько за счет понимания связи между симптомами и инфантильной катастрофой (это понимание приходит само собой), сколько за счет отреагирования ущемленных аффектов от катастрофы, которое происходит при гипноанализе с необычайной аффективной силой. Здесь действительно можно травматик заново переживает свою инфантильную ^строфу и изживает ее в сильных эмоциях,
Если вскрытие содержания сновидения в гипнозе, которое мы явсли как основную часть гипноаналитической техники, сильно отличается от психоаналитического толкования сноведений— отличается не только по методу, и по содержанию. Психоаналитическое толкование выявляет те скрытые желания или другие чувства пациента, которые он в свое время пережил и которые были затем вытеснены. Гипноализ интересуется объективными внешними фактами, которые травматически потрясли ■ пациента. Эти факты и должны быть вскрыты ги пн о аналитической обработкой сноведения. Для того, чтобы понять как это. происходит, надо представить себе весь механизм образования сноведения не с суб‘ективной, а с об‘ективной точки зрения.
Механизм этот заключается в следующем: инфантильная катастрофа вызвала инфантильную травму, . которая ввиде неотреагированного комплекса впечатлений находится в нижнем сознании. В последующей жизни у пациента всякие переживания, которые по ассоциации подсознательно напоминают инфантильную травму, волнуют и в качестве вторичных травм присоединяются к инфантильной. Получается некоторая многоэтажная надстройка, которая всегда имеется в латентном состоянии и при. любой неосознанной ассоциации может ожить. Сновидение является одним из моментов такого оживания -травматического комплекса, который в искаженном виде, благодаря цензуре верхнего сознания, дает явное содержание сна. В искаженном символистическом виде заключается его скрытое содержание.
Последнее включает в себе как вторичные, так и первичные травматические переживания и факты; большей частью один только вырванный фрагмент этих фактов. Цензуре . верхнего сознания отводится при таком толковании следующая роль: она стремится скрыть тяжелые факты прошлого и представить их в возможно отдаленном символизированном виде. Травматик, повидимому, вообще не спит спокойно. Во время сна, под влиянием каких-либо дневных ассоциирующих слов, встреч или переживаний, оживает его травматическая надстройка и одной своей частью прорывается ввиде сноведения.
В каждом сноведении мы имеем, таким образом,, многосложность конструкции. В нем имеются элементы вчерашних дневных переживаний, под ними скрываются более ранние травматические переживания (актуальная и последующие травмы) и, наконец, основной травматический комплекс. Все связывается между собой переплетенной цепью ассоциаций, смысл которых нужно выявить. При психоаналитическом толковании сноведений необходимо составлять длинные ассоциативные цепи, чтобы обойти верхнее сознание и его сопротивление.
Вся эта работа в’ значительной степени облегчается, если производить анализ сна в гипнотическом состоянии. Верхнее сознание до известной степени заторможено, а вместе с тем подавлено его сопротивление и значение сна.получается легко, минуя промежуточные ассоциативные связи. Кроме того, всегда представляется возможным ограничиться анализом смысла сна в строго определенном разрезе, не разбрасываясь на побочные значения и не нарушая планомерности аналитической работы. Обычно мы ограничивались тремя плоскостями значения сна, добавляя другие моменты только по мере надобности. 1.) Откуда взята основная архитектоника (форма) сна[1]), 2) какое актуальное переживание сон означает [2]) и 3) какой инфантильной травме он соответствует?
Пример: Одна молодая особа видит сон: «была вчера на Никитской ул., по которой ехала подвода. Появляется велосипедист. Лошади вдруг взбесились и понесли. Я страшно испугалась» и т. д.
Выявление смысла сна а гипнотическом: состоянии:
1- е. «Внушаю вам вспомнить, откуда появилась форма сна»?
О твет: «я вчера была действительно на Никитской, по которой проезжала подвода. Но лошади не бесились и я не боялась».
2- е. Внушаю вам вспомнить одно из более ранних происшествий, которое обозначает этот сон. Ответ: «недавно я была у врача по носовым и горловым болезням. Он должен был мне сделать прижигание горла. Вначале он покойно меня исследовал; потом порывисто (чисто взбесился—лошади взбесились) схватил инструмент (инструмент этот и есть велосипед во сне) и полез в горло. Я действительно была испугана, скорее потрясена»,
л Б третьих здесь необходимо. Потому что непонятно, почему действия врача так потрясли рассказчицу? «Внушаю вам вспомнить, какое забытое происшествие в раннем детстве напомнили вам сон и переживание у врача?
Ответ: «Врач—это друг дома X, Мне 3 года. X со мной покойно сидит. Затем внезапно расстегивается и лезет ко мне в рот с грязными намерениями. Так грубо он поступает в первый раз, хотя и раньше делал со мной гадости».
Тут выявляется один момент общей травмы больной. При этом оказалось, что со времени указанного эпизода, втечении примерно двадцити лет, у больной появилось и продолжалось отвращение к еде.
(К семнадцати годам у нее обозначился туберкулезный процесс, отсутствие аппетита сильно мешало ее поправке).
Таким же образом можно использовать метод свободных ассоциаций в гипнотическом состоянии. Благодаря заторможенности верхнего сознания, ассоциативные цепи делаются короче и быстрее приводят к изначальным инфантильным переживаниям.
При условии, конечно, что степень гипнотического состояния подобрана, применяясь к индивидуальности больного. Более сильный гипноз, особенно у эмоционально-тупых, вызывает, обратно, обрыв всяких ассоциаций и укрепляет амнезию, так что у них в таком состоянии почти ничего нельзя добиться, во всяком случае меньше, чем в бодрствующем состоянии.
Вероятно, такие случаи, будучи неправильно обобществлены, й послужили к тому, что Фрейд отказался от гипноза как аналитического средства.
При психоаналитическом вскрытии травм, пациент все время
Текущие сновидения, оказывается, являются продолжением аналитической работы текущего дня. Они восстанавливают такие факты из прошлых переживаний, на которые наткнулось воспоминание больного накануне, но которые не были вскрыты, благодаря амнезии. Вследствие этого, работа делается планомерной и быстро ведет к цели.
Если для психоанализа в его классической форме по Фрейду требуется от б-ти месяцев до 2-х лет, чтобы вскрыть инфантильную травму, которую мы получим в качестве психологической правды, то для гипноанализа достаточно от 20-ти до 40 сеансов, чтобы найти и вскрыть самую глубокую относящуюся к 3-м, 2-м и даже второму году жизни инфантильную травму, и получить ее ввиде об’ективных фактов прошлого. Эта быстрота анализа благоприятна еще тем, что она сильнее захватывает больного и не дает событиям его обыденной текущей жизни разбивать настроения, благоприятствующие вскрытию.
Содержание сновидения, как и содержание травматического переживания многоэтажны и для отличия отдельных моментов мы применяем следующую терминологию: 1) первичной инфантильной травмой мы называем тот комплекс катастрофических переживаний, который относится к инфантильному возрасту до 5-ти лет и полностью покрыт инфантильной амнезией. 2) Вторичные травмы, это те тяжелые переживания, которые относятся к более взрослым годам и которые по своей внутренней ассоциации связаны с инфантильной и 3) актуальной травмой мы называем обычно последнюю из вторичных травм, являющейся причиной и содержанием данного истерического симптома.
Эта многоэтажность травматического комплекса, как она вскрывается при гипноанализе, может быть представлена ввиде следующей схемы:
Инфантильная травма—2 Уг. г Ребенок в коляске. Нянька начинает его внезапно обнимать, целовать и онаниро¬вать, Ребенок кричит, отбивается. Ему < закрывают рот и он начинает задыхаться. От слабости, расстройства сердечной дея-тельности и сексуального возбуждения— полуобморочное состояние.
Вторичные травмы. Ребенок натыкается на любовную сцену матери с другом дома._ 7 л< Подруга втягивает в взаимный онанизм, который тянется некот. время. _ § л. Изолированный порыв к онанизму, во время которого ребенка .застает отец. Сильное потрясение. — 13 л. На улице сталкивается с экги- ( биционистом, который преследует девочку.
Актуальная травма. В результате потеря обоих. Развивается истерический симптом в виде функционального растройства сердечной деятельности, общей слабости и частых обмороков.
В дальнейшем мы будем придерживаться следующего обо-значения; травматиком называется всякий, кому причинена инфантильная травма. Травматики делятся на явных истериков и латентных истери