Дума о Думании, часть 1

Как часто мы думаем ? Странный вопрос не правда ли? Первый ответ, который напрашивается сам — ВСЕГДА! А так ли это? И если мы начнём задумываться об этом, то увидим, что и там я не подумал. И там, если бы подумал,- то было бы лучше. И кредит мог взять не на таких условиях и не в том банке. И подписывал бы договор после того, как внимательно прочитал со своим юристом. И замуж бы за Этого не вышла бы, и если бы Он подумал, то не попал бы под машину, или в тюрьму и т.д. и т.п. Да мало ли что ещё Я не сделал бы (или сделал бы) ЕСЛИ БЫ. И это «если бы» — это как раз и есть Подумал!

Так как же часто мы всё-таки думаем? И так начнём по порядку. С чего начинается наш день? Утром мы просыпаемся! Мы думаем просыпаться нам или нет? Можем подумать, если проснулись раньше времени. Если проснулись вовремя, то это значит, что мы подумали об этом заранее. И вот мы лежим ещё с закрытыми глазами и что мы делаем? Правильно: думаем! Мы решаем: встать или ещё полежать. Мы остановимся на варианте, что решаем таки встать (что тоже есть думание)! И, как кажется, бездумно идём чистить зубы (или другие нужные с утра дела). Но это только кажется! Когда-то мы (а может, и за нас) подумали, что по утрам нужно чистить зубы.

Если мы будем развивать наши утренние действия дальше, то увидим, что мы ничего не делаем без думания и в то же самое время — мы многое делаем бездумно! Парадокс! Как так получается?

Внимательный читатель уже заметил, что то, что мы делаем бездумно, мы уже когда-то продумали, как делать. Наш разум предпочитает заниматься каким-то более важным (по его усмотрению) делом, чем тем, как снова «думать о том, как чистить зубы».

Значит, получается, что мы думаем всегда! Даже тогда, когда думаем, что действуем бездумно! Просто мы думаем не о том, чем заняты в данный момент. Сложно, не правда ли? Это только поначалу.

И так. Мы чистим зубы и думаем. О чём? Да о чём угодно, только не о чистке зубов. Почему? Правильно, мы об этом подумали много лет назад. А о чём же мы думаем в момент чистки? О текущих и предстоящих жизненных задачах, которые нужно решить в ближайшее время. Мы как бы думаем наперёд. Получается, что в этот момент мы находимся и не здесь (чистим зубы) и не там (предстоящие дела, прошлые дела). И в тоже самое, время мы находимся и здесь, и там. Опять парадокс! Интересно. Похоже на задачу большинства восточных школ — «Находиться здесь и сейчас».

Может из-за этой парадоксальности так мало материалов на эту тему. А те, которые есть? Из них ничего не понятно. Хотя, казалось бы, то, чем мы занимаемся большую часть времени, в жизни должно быть больше всего освещено и разобрано до мелочей. И то, от чего напрямую зависит как мы будем жить , что будем есть, где будем работать и на кого. Будем счастливы или несчастны ВСЮ ЖИЗНЬ! Всё это зависит от того, как мы думаем.

Как интересно получается! Значит, если я буду лучше думать, я буду ЛУЧШЕ ЖИТЬ? Не факт, но это увеличивает вероятность. Так, так ,так. Становится всё интересней...

Как же мне начать ДУМАТЬ ЛУЧШЕ? Вопрос.....

Для этого нужно понять, что такое ДУМАТЬ вообще!!!

Без инвентаризации здесь не обойтись.

Значит так:

1) Думать я умею — исходим из того, что я дожил до этого возраста.

2) Думать я умею как-то — судя по всему не очень, раз только теперь дошёл до этого вопроса.

3) Я не управляю своим думанием осознанно — про зубы помните?!

4) Я не знаю, что такое «Думать» вообще — но как-то это делаю.

М... да-а... Не густо... Видимо, нужно посмотреть в каких-то авторитетных источниках.

И так, что же такое думать? Первое, что приходит на ум — заглянем в словари:

Думать — 1. неперех. Предаваться раздумью; мыслить, размышлять.

2. перех. Мысленно сосредоточиваться на чем-л., обдумывать что-л.

3. Предполагать. // Иметь какое-л. мнение, суждение; считать, полагать. // Намереваться, собираться.

4. неперех. Заботиться, беспокоиться о ком-л., чем-л.

5. разг. неперех. Желать чего-л., мечтать о чем-л. // Надеяться, рассчитывать на что-л.

 

Значение слова Думать по Ожегову:

Думать — Иметь намерение

Думать Направлять мысли на кого-что-нибудь, размышлять

Думать Полагать, держаться какого-нибудь мнения

Думать Проявлять заботу о ком-чем-нибудь, беспокоиться

Думать Считать виновным в чем-нибудь подозревать(прост)

И что это нам дало? Не знаю как вам, а мне легче не стало. А что нам скажут по этому поводу философы?

Cogito (лат. «мыслю», «думаю»; praesens indicativi activi от лат. инфинитива cogitare — «мыслить», «думать») — понятие, введённое в философию Р. Декартом, обозначающее всякий рефлексивный акт сознания субъекта, то есть акт сознания — представление, мысль, желание и т. п. — в наличии которого субъект отдаёт себе отчёт, «обнаружение сознанием себя самого в любом из своих опытов»

«Материал из Википедии»!

И тут тяжко... Какой то «субъект» делает какой то " рефлексивный акт«. Да, помощи тут не дождёшься...

Может, хоть психологи помогут?

Погуглил вопрос: «Психология, думать — это» и вообще не получил внятного ответа. Даже были ответы вроде: «Думать — это вредно». (Не верите? Проверьте.) Может для кого-то это и так. По себе чувствую, что мне — полезно. Полистал литературу, может там и есть что-то полезное, но чтобы понять этот птичий язык нужно потратить немало времени и сил . А если спросить у психологов, которые уже это сделали: " Вы уже знаете, как думает человек? И как?" Не знаю, что они ответят, но догадываюсь, что простой человек точно не поймёт.

Ещё остались нейрохирурги, но боюсь, что они скажут, что с думанием не сталкиваются, у них только нервная система и процессы.

Вывод такой. Понять, как думать лучше, из доступных источников при поверхностном исследовании не представляется возможным. И тут возник вопрос...

А ГДЕ МЕНЯ ВООБЩЕ УЧИЛИ ДУМАТЬ?

Есть ли такое место? Давайте вспоминать.. И так...

Дом — на горшок ходить учили помню, держать ложку помню, здороваться помню, думать не помню, чтоб учили.

Садик — танцевать учили помню, стихи рассказывать помню, думать — не помню.

Школа — писать учили помню, пестики-тычинки помню, тригонометрию помню, думать... не помню.

Академия — философия помню, высшая математика помню, экономика и организация деятельности объединений помню, думать — не помню .

И здесь напрашиваются два вывода: или у меня что-то с памятью, или...

Нет , нет, нет. Не может быть!

Я точно помню, что мне мама говорила: «Думай, сынок!»

Я точно помню, что воспитательница говорила: «Нужно подумать прежде, чем что-то говорить!»

Я точно помню, учитель говорил: «Это трудная задача, здесь нужно подумать!»

Я помню, профессор говорил: «Не будете думать — попадёте в Армию!»

Я помню, военрук говорил :"Попадёте в Армию, — там вас быстро думать научат!«

Это что же такое получается? Армия — единственное место, где учат думать? Приехали....

Поговорил со служившими товарищами, они говорят, что такого предмета как «Учиться думать» или «Уметь думать» не было... Но Армия ДУМАТЬ научила. И НЕ ДУМАТЬ тоже! )

Это что же такое получается? Опять парадоксы. Не много ли на одну статью? Как так? Думать никто не учит.

Но все требуют, чтоб ты думал!

Интересная вырисовывается картина.

А может всё-таки меня во всех этих заведениях и по жизни учили думать? Да, учили!

Но КОСВЕННО.

Намочил колготки, все обсмеяли, — начал думать. Получил двойку, постоял в углу, — начал думать. Шёл по улице, дали по шее, забрали деньги, — вообще хорошо думать начал! Ушла девушка, — начал думать и страдать.

Но во всех этих ситуациях ты думал как-то... как научился в детстве, ИНТУИТИВНО.

Если думание занимает так много места в моей жизни.

Если от того, как быстро и точно я думаю, зависит моё благополучие, да чего уж там — ВЫЖИВАНИЕ!

Может, есть смысл подойти к этому вопросу в моём возрасте более осознанно?

Может, есть смысл поискать то место, где могут помочь научиться думать лучше, быстрее, яснее?

 

И главный и самый непростой вопрос — А есть ли такое место?

 

(продолжение следует)

Материал прислал Виктор Казнащо для сайта PUP.BY

 

Дума о Думании, часть 2

Приветствую тебя, мой Думающий читатель! Вы уже нашли такое «Место», где можно «поучиться думать»? Как в старом анекдоте! Так отож! Может вы конечно более меня, преуспели в этом деле. Если да, сообщите и мне!

Пока я исхожу из того, что есть места, в которых думать учат косвенно. Начнём с детства. Давайте попробуем перечислить их и то, что в них нас учит думать. Итак:

Дом.

1. Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка (если повезло).

2. Тёти, дяди.

3. Игрушки, карандаши, котики, собачки.

4. Пол, углы острые и твёрдые, горячая еда, тяжёлые стулья, стекло, кактусы, розетки, плита, горячая вода, ножи, вилки.

Дальше, я думаю, список каждый сможет дополнить сам.

Вспомните папу с ремнём, или как первый раз прикоснулись к оголённым проводам, или первый раз порезались. Котик поцарапал, когда за хвост его поднять пробовали. Думали вы тогда? Я думаю, что сразу же, как только что-то произошло).

И, если посмотреть внимательно на 4-й пункт, то мы увидим, что он напрямую связан с выживанием.

И те, кто не хотел думать и ничему не учился, сталкиваясь с этими предметами и объектами, сейчас или не с нами, или могут похвастаться шрамами и переломами. Значит, человек который не научился думать в детстве, имеет все шансы в детстве же и погибнуть. Ого! Ну, или, как минимум, всё время получать от окружающих (от розетки до папы с ремнём). Что тоже на «ого» тянет, т. е. может существенно ухудшить мою жизнь.

Другими словами, если бы меня в детстве научили думать, то не было бы шрамов на руках и ногах (да и в душе)? Не было бы разбитых носов и поломанных конечностей?

Думаю, что были бы. Но в разы меньше — это точно!

Что на этом этапе мы имеем? Нас учат думать родные, близкие и не очень близкие. Живая и неживая природа. Но как учат? Создавая опасность или причиняя боль. Или, если мы говорим о неживой природе, то в самих предметах заключена какая-то опасность. Получается, что мы думаем только в моменты опасности или боли??? Хм...

Да нет же...Когда мы хотим получить конфетку или чтоб мама похвалила, мы тоже думаем как этого добиться. Но мы хотим улучшить свой мир, т. е. тоже убежать от не уюта или из обычного состояния попасть в лучшее. Другими словами, из плохого или никакого попасть в хорошее и приятное. М-да...

Ну что ж. Давайте пойдём дальше, может там что-то поменяется.

Песочница. Двор. Школа.

1. Соседские дети, их мамы, бабушки.

2. Друзья, хулиганы, соседи, воспитатели, учителя, люди на улице, .

3. Кошечки, собаки, птицы, рогатый и не рогатый скот (кто живёт в селе или приезжает) и т. д.

4. Транспорт на улицах, техника, стройки, люки, лифты, подъезды, крыши.

5. Деревья, водоёмы, лес, холмы и горы.

6. Ягоды, грибы, фрукты, овощи.

7. Погода, климат.

Список каждый может дополнить сам.

Выходя на улицу ребёнок оказывается в окружении этих явлений, предметов и объектов в зависимости от территории, на которой он живёт. И сразу же, как мы попадаем на улицу, нас начинают учить думать: от лопатки соседа по песочнице, отскакивающей от моей головы, до соседской бабушки, жалующейся на моё поведение.

Начиная с третьего пункта, если не подумаешь или подумаешь не точно, тоже можешь погибнуть. И гибнут же... Сколько мы знаем таких историй... Не подумал о пешеходном переходе — сбила машина. Не подумал о том, какое дно, нырнул — сломал позвоночник. Съел незнакомые ягоды — отравился. Не подумал, как правильно одеться — воспаление лёгких. Но поначалу мы везде с родителями, и поэтому нам можно не думать, а просто знать.

Не отставай — потеряешься! Не лезь — намочишь ноги. Не отбегай далеко — плохой дядя украдёт.

Заботливые родители вкладывают нам знания об опасностях, которые нас окружают. Но учат ли они думать? И да, и нет. Как бы учат, но в основном звучат фразы типа:" Куда же ты полез(ла)? Надо же было подумать!", " Как ты мог(ла) так сделать? Надо было подумать!", " Думать надо перед тем, как делать! «

То есть взрослые «знают», что думать — это врождённая способность. Другими словами, ребёнок родившись и немного подрастая уже должен уметь думать?!? А откуда такие знания?

ВЫ ЕГО УЧИЛИ ДУМАТЬ ?

Нет, нет, именно как точно думать?

А ВАС В ЕГО ВОЗРАСТЕ ?

Счастлив тот, кто может себе ответить:" Да, учили! Я знаю как точно и быстро думать."

Я, к сожалению, к таковым не отношусь. Поэтому мне надо навёрстывать упущенное. У меня есть дети, которых тоже не мешало бы научить хорошо думать. Да и моя жизнь ещё не закончилась)

Как дорого стоит мне не думание? Моим детям?

Что готовы отдать родители детей, которых бы надоумили сказать :" Не ходи по тонкому льду потому, что будет то-то и то-то", " Не прыгай с дерева потому, что сломаешь себе что-то". Нет, даже не так! Так у нас всё время делают!

Что готовы отдать родители тех детей, которые как-то нелепо погибли. Если бы их научили учить думать своих детей.

Что готов я заплатить за то, чтобы я умел лучше думать и благодаря этому стал лучше жить? Каждый пусть ответит сам себе на этот вопрос.

Или, чем я готов заплатить? Временем, силами, деньгами...

Какие-то тёмные тона получаются... Не всё так плохо, мой уважаемый читатель, если мы увидели это, значит мы что-то с этим уже можем делать. По крайней мере, мы уже начали об этом задумываться! А это уже немало! Мы живы и живы наши дети! Значит, мы можем приложить усилия и всё исправить. Значит, мы уже неплохо думаем, раз живы! Просто, мы это делаем неосознанно, КАК-ТО.

Поэтому и ЖИВЁМ КАК-ТО!

Задайте себе вопрос. Что я делаю, когда думаю? Или, Как я думаю? Или, Что такое ДУМАТЬ вообще?

О! )

И когда я себе задавал такие вопросы последний раз?

Тишина...

Аууу...

Кто здесь? )

Хорошо бы было бы, если бы, тишина была только у меня... Но буду исходить из того, что эти вопросы задали себе ещё несколько человек вместе со мной! И для них. И для себя отвечу — не волнуйся ты так, всё есть. Есть ответы. Вопросы давно себе задавали и давно ответили на них.

Кто?

Наш народ! Но об этом позже.

Итак. На чём же мы остановились? Я описываю мир, в котором живу и ищу место, в котором я мог бы научиться улучшать способность думать себя и своих детей. И Вы можете делать это вместе со мной.

По ощущениям лучше всего учат думать улица и школа, но не уроки — а двойки и записи в дневнике, и ты начинаешь думать: как так вырвать страницу, чтоб никто не заметил? Сторож яблочного сада, бегущий за тобой с собакой ). Хулиганы из соседнего двора, стоящие на улице. Водитель, матерящийся на тебя. Волна, утянувшая тебя в море.

То есть, мы учимся думать интуитивно, опять же, как-то. Другими словами, если перед нами возникает какая-то жизненная задача, то мы её начинаем решать.

Например: Если мне нужно не замёрзнуть на улице то, мне нужно теплее одеваться .

Если я хочу чтоб у меня не промокли ноги то, мне нужно обуть резиновые сапоги.

Если я хочу научиться думать лучше, то мне для начала нужно понять, что это такое и как это.

Но об этом в последующих статьях.

А пока...

ПТУ...Лицей...Техникум...Армия...Институт...Университет...Академия...

(продолжение следует)

Виктор Казнащо для сайта PUP.BY

 

Дума о Думании, часть 3

Приветствую тебя, мой Ищущий читатель! На протяжении двух статей мне кажется ты задаёшь себе вопрос: " Ну, ну, и ?" " Где же то место? Или к чему ты ведёшь?" " Да мы не нашли пока таких мест где непосредственно учат думать! Ну, и?"

И я вам отвечу пока так: " Прошу прощения у тебя мой любимы читатель за то, что я уже начал идти по пути «точного думания», и вы не осознанно уже проделали несколько шагов вместе со мной. «А прощения прошу за то, что заманил вас в эту непростую дорогу не спросив у вас хотите ли вы туда идти.»

А хотите ли вы туда идти ?

И будут те, кто скажут : " Та замучили вы уже со своей учёбой: в школе учиться, в институте учиться, на работе и то учится. Не. Лучше полежу, попью пиво, посмотрю MTV. У меня и так всё хорошо!" И будете по-своему (или для себя) правы.

Но может оказаться и так, что кто-то подумает: «Что я теряю?» или правильный вопрос «Поможет ли мне это?» или как в «Золотом телёнке»: «Пить не будете? Голые танцевать не будете при луне? Эх! Прокачу!

— Ну что ж, воспользуемся гостеприимством, — сказал Остап, усевшись рядом с шофером. — У вас, я вижу, хороший характер. Но почему вы думаете, что мы способны танцевать в голом виде?

— Тут есть такие, — ответил шофер, выводя машину на главную улицу, — государственные преступники.» Но о государственных преступниках позже.

И так. Буду ориентироваться на тех людей, кому ЭТО нужно, или ОЧЕНЬ НУЖНО. А те, кому не нужно? думаю до этого места не дотянули и уже у телевизора...)

Для тех, кто выбрал осознанно идти по этому пути сразу два подарка:

1) Мы уже сделали первый шаг по пути «учиться думать лучше точнее» (рабочее название)

2) Мы уже сделали второй шаг по этому пути.

Незаметно как-то, правда?)

Давайте их переведём в осознавание.

Первые две статьи мы набирали охоту пойти по этому пути. Без охоты, согласитесь, вы пальцем не пошевелите. Охота, или Желание, очень важны в начинании каждого дела. Охоту нужно накопить даже просто для того, чтоб начать думать о чём-то.

Для начала давайте определимся с понятием ОХОТА. Но мы не будем делать это научно (я и не умею)). Нам всего лишь нужно чтоб мы подразумевали под этим одно и тоже. И так я использую это слово в таких фразах:"Мне охота поехать на Бали" или «Поспать ещё охота»

«Ой как просыпаться не охота»

Ну вот, надеюсь теперь мы понимаем друг друга точно. Насколько это возможно на этом этапе.

Охота или желание присутствуют в человеке всегда. И даже когда он ничего не хочет, он всё равно этого «ничего» хочет! От такой очередной парадокс.

Как я накапливал в вас охоту, вы заметили? Да?) Подумайте, ответьте себе...

Ну например я написал под названием фразу (просто о сложном) и вы всю статью ждали какого-то «Откровения от Матфея») и некоторые чувствовали в конце себя немного обманутыми. То есть вы всю статью ждали чего-то простого о сложном. И оно таки будет, просто дальше... Я вас не обманул... Но охоту накопил! Почему не обманул? Во-первых, в конце статьи есть (продолжение следует). Во-вторых, сейчас я именно это и делаю.

Где ещё я накапливал охоту? Я пытался вам (да и себе) показать, насколько важно думание для нас, и, хотим мы того или нет, мы всё равно это делаем. Всё время! Так почему не начать это делать осознанно и хорошо?

Ну что, с накапливанием охоты понятней как-то стало?

Думаю, что нужно ещё уточнить, что накапливание охоты — это не такой продолжительный процесс, как сейчас в этой фразе читается, а накопление может произойти мгновенно. Всё зависит от поставленной задачи или возникшей помехи. Например: «Быть или не быть» на решение этой задачи, поставленной «Гамлетом», можно долго накапливать охоту. А вот на летящую в вас палку очень быстро накапливается охота увернуться.

Еще пример — вспомните, как вам в детстве долго что-то запрещали, например, конфету и через какое-то продолжительное время (по вашим ощущениям) вам разрешили её съесть... Накопленная охота делает конфету в разы вкуснее)

Итак, вернёмся к нашим шагам. В рабочем варианте:

1й шаг — Обнаружить в себе охоту. Ух ты!!! )

2й шаг — Описать мир, в котором ты находишься. По-возможности, полностью.

3й шаг — Обнаружить в себе охоту идти в определённом направлении.

4й шаг — Накопить охоту для того, чтобы думать, делать, даже созерцать.

Как же обнаружить в себе эту «охоту»? Есть определённые упражнения. А если коротко, то она почувствуется в вас как «ХОЧУ». И вы уже сделали это как минимум один раз в этой статье.)

Ну что ж теперь подробней о втором шаге. А впрочем, вы им оскомину себе набили за первые две статьи) И это ещё не конец. Так что набирайтесь терпения. Нужно будет этот мир доописать! Возникает вопрос. Зачем я это делаю?

Начну с народной поговорки «Не зная броду не лезь в воду!» или «Семь раз отмерь, один отрежь».

Можно конечно и с таблички в электрощитовую «Не влезай! Убьёт!» ) Но, думаю так глубоко мы не пойдём. Пока. ; )

И так зачем мне описывать этот мир ещё и так подробно? Есть версии?

Давайте думать вместе...

Я описываю мир, в котором я хочу найти место, где я могу научится думать лучше, быстрее, точнее. Зачем? Чтобы не пропустить то место, в котором я могу это сделать — как минимум. Если я найду такие места, то мне нужно их описать. Чтобы на основании этого описания я смог выбрать лучшее и то, которое наиболее мне подходит.

Другими словами, чем точнее я описываю, тем больше у меня выбор мест, тем лучше выбранное место будет подходить для меня, тем быстрее я освою то, чего хочу.

Если я не найду таких мест или они не будут подходить лично для меня, мне придётся думать уже над этой задачей.

То есть описывая мир, я определяю условия, в которых мне придётся действовать.

Чем лучше опишу, тем больше путей увижу.

И чем точнее я путь опишу, тем легче я его смогу найти для достижения своих целей и желаний.

Чем легче путь, тем больше сил для других желаний и целей.

Поэтому человечество и создаёт компьютеры, машины, роботов. Они облегчают нашу жизнь. И оставляют силы полежать у телевизора или почитать эту статью.

И «точное думание» как и роботы, и машины может существенно улучшить нашу жизнь.

Но почему-то этим никто не занимается... Или занимается так, что это не общедоступно.

Надеюсь, у меня получилось показать, зачем точно описывать мир...

Ну и подарок получился немного больше...

Более подробно мы коснёмся этого момента в последующих статьях.

А пока таки... )

ПТУ...Лицей...Техникум...Армия...Институт...Университет...Академия...

(продолжение следует)

 

Виктор Казнащо для сайта PUP.BY