+375 29 699-47-38
+375 29 319-05-26


Мифы о мозге — теории, заблуждения и неограниченный потенциал



PUP.BY 18 января 2018 г.

Мифы о мозге — теории, заблуждения и неограниченный потенциал

Сегодня на рынке существует великое множество семинаров и тренингов по саморазвитию, в основе которых лежит тренировка правополушарного восприятия, специальные гимнастики, техники рисования и т.д. Много лет в науке доминировало представление о разделении функций правого и левого полушария. До сих пор давать базовые объяснения, используя старый подход как минимум удобно — человек быстро понимает привычный ему стандарт. Более того, о последних открытиях и наработках в этой области знают далеко не все.

Впрочем, деление на правое «творческое» и левое «логическое», было популистским всегда. Еще в конце 80-х — начале 90-х, когда проводились исследования с участием известных нам экстрасенсов, было замечено, что в глубоких измененных состояниях сознания и при проявлении определенных психических способностей активна практически вся кора головного мозга или определенные, достаточно большие очаги в обоих полушариях. И об этом на своих семинарах говорили и А.Л.Лавров, и А.Е.Белоусов, об этом же рассказывала в свое время Наталья Гончарова, принимавшая участие в исследованиях с Н.П.Бехретевой.

И при этом есть факты. В 1981 году Нобелевскую премию получил Роджер Сперри (Roger W. Sperry) за исследования функций различных полушарий. Однако идея назвать их «логическим» и «эмоциональным» принадлежит исключительно популярной психологии. Она не подтверждается ни исследованиями об организации и функционировании мозга, ни историями болезни пациентов, пострадавших от повреждений того или иного полушария мозга.

Что исследовала команда Роджера Сперри? В ходе специальной хирургической операции пострадавшим от повреждений того или иного полушария разрезали мозолистое тело, которое соединяет левое и правое полушария друг с другом. Такая операция позволяла избавить больного тяжёлой формой эпилепсии от сильных эпилептических припадков и являлась крайней формой помощи. Лабораторные обследования таких пациентов выявили изменения в их поведении, свидетельствующие о том, что две половины мозга действовали независимо друг от друга. Например, ощупывая правой рукой предмет, они могли идентифицировать его и показать его на картинке, но при этом не могли произнести его название. А если поставить между глазами перегородку и показать левому глазу (т.е. правому полушарию) фотографию обнажённого человека, пациент с «расщеплённым мозгом» начинает хихикать. Но если его спросить о причинах веселья, он скажет что-то вроде «на фото изображён мой дядя, который очень забавный человек». Левое полушарие не видит фотографию, но поскольку оно в большей степени ответственно за обработку вербальной информации, оно начнёт само придумывать какое-либо правдоподобное объяснение. Таким образом, предъявляя разные стимулы правому и левому полушариям по-отдельности, исследователи выяснили, что они относительно хорошо выполняют разные мыслительные действия. Так, например, у большинства людей области, отвечающие за первичную обработку речевой информации (грамматика, словообразование), находятся в левом полушарии. Правое же полушарие в большей степени вовлечено в процессы эмоциональной оценки предметов и событий. Также в правом полушарии наблюдалась бóльшая активность, когда человек решал задачу с помощью инсайта, или озарения (когда понимание проблемы и нахождение решения происходит неожиданно и похоже на интуитивную догадку), что похоже на креативное мышление. Тем не менее, различия между полушариями не на столько чёткие и понятные. «Во многих случаях речь идёт не о том, что то или другое полушарие не может выполнять какую-то задачу, а о том, что одно из них может выполнить эту задачу быстрее и лучше, чем другое». Например, несмотря на ведущую роль левого полушария в обработке речи, правое полушарие тоже участвует в этом процессе, обрабатывая интонацию.

В реальности до сих пор никаких доказательств того, что можно научиться пользоваться левым и правым полушариями по отдельности или, наоборот, гармонизировать их работу, нет и быть вряд ли может. Нормальная психическая активность мозга обычно требует разной активации разных частей полушарий головного мозга, а не их синхронизации по желанию их владельца. Полушария мозга здорового человека активнейшим образов взаимодействуют друг с другом, а их работа гармонизирована как раз в той степени, которая необходима. У здоровых людей оба полушария хорошо связаны и постоянно обмениваются информацией. То, что знает одно полушарие, знает и второе. Анализ данных функциональной МРТ показывает, что два полушария обычно общаются во время выполнения большинства задач.

Итак, теория разделения функций полушарий легла в основу популярной психологии. Некоторые энтузиасты вывели теорию на новый уровень, привязав ко всему прочему типы личности.
Неврология никогда не соглашалась с данной теорией. Доминирование того или иного полушария мозга — это глупо. Ведь если одно из полушарий мозга было развито и активнее другого, то это было бы крайне неэффективно для деятельности всего мозга в целом.

И вот не так давно американский ученый оспорил распространенное представление о жесткой оппозиции двух полушарий головного мозга человека — правого и левого. Об этом сообщает The Independent. Джеффри Андерсон (Jeffrey Anderson) из Университета штата Юта провел специальное исследование — он сравнил, как работают оба полушария головного мозга более тысячи человек. Выяснилось, что связи между участками были распределены примерно одинаковым образом: иными словами, ни один из обследованных не обладал более сильными связями в одном из полушарий.

Джефф Андерсон, один из ведущих авторов данного исследования совместно с Джердом Нильсеном, замечает: «Это вполне нормально, что некоторые функции мозга выполняются той или иной стороной мозга. Например, за языковые функции отвечает левое полушарие, за внимание — правое. Но при этом, правое полушарие участвует в обработке некоторых аспектов языка: интонации и акцента».

На протяжении двух лет группа учёных неврологов во главе с Джердом Нильсеном из университета Юты (США) наблюдали 1011 человек от 7 до 29 лет. Проводилось сканирование, пока они лежали, ничего не делали или читали книгу. В процессе исследования осуществлялось считывание так называемой «функциональной латерализации» — связи различных процессов с конкретными участками мозга. Учёные разделили мозг на 7000 зон и тщательно следили за их активностью. Исследование «An Evaluation of the Left-Brain vs. Right-Brain Hypothesis with Resting State Functional Connectivity Magnetic Resonance Imaging» научно показало, что нет людей, у которых преобладает работа левого или правого полушария. Так что говорить «У меня больше развито правое полушарие, я творческая личность», это с научной точки зрения не правильно, ошибочно.

«Конечно, некоторые люди действуют более логически и методично, а другие — более интуитивно, импровизируя. Однако это явление ничего общего не имеет с функциями правого и левого полушария», — отметил Андерсон.

Более того, сегодня по прежнему актуально звучат доводы в пользу голографичности мозга: зрительные центры мозга обнаруживают удивительную сопротивляемость хирургическому вмешательству. Даже после удаления у крыс 90 % зрительного отдела коры головного мозга (часть мозга, которая принимает и обрабатывает видимое глазом) они были в состоянии выполнять задачи, требующие сложных зрительных операций. Аналогичные исследования, проведенные Прибрамом, показали, что 98 % оптических нервов у кошек могут быть удалены без серьезного нарушения их способности выполнять сложные зрительные задачи. Нечувствительность, которую, как оказалось, проявляет зрительная область мозга к хирургическому вмешательству, означала, что зрение, как и память, имеет распределенный характер. Ознакомившись с теорией голографии, Прибрам начал рассматривать ее как возможное объяснение работы мозга. Природа голограммы как «целого, заключенного в части» вполне могла объяснить, почему удаление большой части коры головного мозга не нарушает способность мозга выполнять зрительные задачи. Если мозг обрабатывает изображения с помощью некоторой внутренней голограммы, даже небольшая часть этой голограммы могла бы восстановить увиденную ранее целую картину. Эта теория также объясняла отсутствие взаимного соответствия между внешним миром и электрической активностью мозга.

Любая теория безвредна, пока человек не начинает относиться к ней «на полном серьёзе». Например, когда 12-летняя девочка проходит онлайн тест и результаты говорят, что математика «это не её», и она решает пропустить домашнее задание на эту тему, тогда и можно заметить разрушительную силу ложного убеждения.

Обществу ещё предстоит опровергнуть или доказать множество теорий, касающийся мозга, но мы можем наблюдать сами насколько удивителен мозг человека, даже в поздней старости. Наш мозг обладает поражающей способностью реорганизовать себя путём создания новых связей между клетками мозга, что и позволяет человеку постоянно развиваться и менять наше поведение. Давайте не будет недооценивать наш потенциал, позволяя примитивному мифу скрывать сложность и многогранность нашего мозга.