Лидерские программы и личностный рост Центр Человека / Главная / Почитать / С чего начинается интуиция? /

Лидерские программы и личностный рост: не социальный подход

Какое-то время раздумывала, надо ли писать на тему лидерских тренингов и программ, ведь они так же гармонично вписываются в нашу жизнь, как и все другое. Какое право мы имеем давать им оценку? Вот именно от этого я и постараюсь воздержаться. Есть люди, которым нравится этот тип тренингов, более того, он востребован их бессознательным — и это прекрасно. Мы сегодня лишь поговорим о том, как они вписываются в нашу жизнь, взглянем на ситуацию не под социальным углом зрения.

С социумом все понятно: дети идут в сад, и уже на этом уровне их хвалят или ругают, отмечают звездочками или солнышками. Дальше — больше. Оценки, успеваемость. Вроде, все правильно. Как отличить умного от очень умного? И выделить, и простимулировать, и заинтересовать двигаться дальше, получать высшее образование. Ведь как это сегодня без образования? Кто ж такого на работу возьмет, правильно? А на работе надо быть обязательно первым, успешным. Прыгать выше, зарабатывать больше. Примерно такой стереотип работает в головах родителей, он же медленно и верно устанавливается в головах детей, и вот уже своих детей они воспитывают ровно в том же духе. И даже рост уровня жизни и наличие дома мамы-домохозяйки не ведет к тому, чтобы ребенок был услышан еще в младенчестве. Нет, он с рождения должен стать самым умным, самым сильным, самым...

А кто сказал, что он рожден уже не таким? Кто позволил в этом сомневаться? А, если это так, так может, имеет смысл послушать самого малыша? Сегодня редкие родители (но, хвала Богу, они уже есть) прислушиваются к тихому голосу их чада. И доверяют ему. А ведь в этом возрасте ребенок еще помнит, с чем он пришел в эту жизнь. И он знает, что его не надо ни с кем сравнивать — он уникален с самого момента зачатия! Другого такого нет и быть не может. И у него своя программа пребывания на этой Земле, свой фильм, свой сценарий.

В нашей стране нет кастовой системы в открытой форме, хотя заявлять об ее отсутствии в скрытом виде было бы неразумно. Есть рабочие, колхозники, служащие, чиновники — чем не касты? Разница лишь в том, что у нас представители разных сословий могут смешиваться, жениться, переходить из одного в другое, а в Индии из касты в касту нет входа-выхода. Но это накладывает свои прелести: рожденный в касте знает свое место, не тратит время на достижение того, что ему не надо в этой жизни по предназначению. Зачем получать высшее образование, чтобы потом идти на завод рабочим? Ладно, приведу другой, реальный пример: человек сделал великолепную карьеру банковского служащего, уже руководит отделением, а домой приходит — и в свою реальность. А в ней — тележка, шланги, лопаты, все для дачи. Все годы он живет землей, мечтает 5 дней о поездке туда, купил два участка к трем доставшимся по наследству и т.д. Глотнет кислорода в субботу-воскресенье — и снова в банк, пять дней мучений, по вечерам водочка, чтобы расслабиться. И вот оно, счастье! Ждем пенсии, чтобы начать жить! А может, не имело смысла уезжать в город? Да, что-то бы сложилось не так. Кто знает, где найдешь, где потеряешь.

Но ведь престижно! Социальный стандарт требует! Пренебрежительное отношение к труду одних и возвеличивание (или переоценка) труда других и рождают эту серую массу, которая занимается не своим делом, страдает от этого, болеет, достает окружающих. И ее обслуживание и содержание стоит государству денег! А всего-то и надо — научиться уважать и ценить абсолютно любой труд, выбор каждого человека! Это так просто! И, как только до человека это доходит, он начинает слушать себя! Ведь теперь не надо выбирать между престижно и не очень престижно, а можно взять весь спектр специальностей и самореализаций! Кто сказал, что колхозник хуже чиновника? У них разные головы? Не такие тела? Да половина чиновников вышла из колхозов! Впрочем, у нас даже вслух так не говорят — это не прилично! Это само собой разумеется — такая скрытая лживая игра! И своих детей пихают в первый попавшийся вуз, главное — высшее образование, потом второе, третье, четвертое... А умному человеку, вообще, одного достаточно. А дальше — опыт и самореализация! Впрочем, получением nn-ных образований у нас закрывают потребность в семье, в детях, в отношениях и т.д., но это отдельная тема для рассмотрения.

Личностный рост, лидерские программы как нельзя кстати вписываются в социальный шаблон сознания, но выпадают из индивидуальной программы развития человека. Большинство из них ориентированы на то, чтобы сделать человека успешным менеджером, лидером, но...наемным. Очень наглядна схема гуннического театра, я ее приведу и поясню, так будет проще.

( О социальных ролевых играх, разложенных в гунны, можно прочесть здесь /article/131&EntryId=118)

Согласно гунн, лидер лев — это не кто иной, как самая ретивая рабочая лошадь! Ее можно грузить с утра до ночи — и она будет пахать на кого-то. На себя в этом театре работает только гриф-жрец, господа. А лидеру-льву им никогда не стать — у них даже энергетические гунны разные! Классно! Директор государственного предприятия никогда не сможет мыслить категориями директора-владельца! Зато он великолепный раб-исполнитель, том-менеджер, лидер! Только гриф-жрец в своей жизни может играть любую роль, от козла отпущения до самого себя. У всех остальных выбор ограничен. Самим собой быть дано не каждому. И вот что интересно. Вот эти грифы, судя даже по белорусскому бизнесу, в школе не были отличниками, зато дружили с математикой, и их не перепрошивали под свое устаревшее ПО родители. Они смогли заняться тем, что было по душе. И втянуть в это других. И теперь целые предприятия работают на реализацию их мечты, а не они на реализацию чужой!

Но это такая наглядная тонкость. Есть куда более скрытые моменты. Например, из того, что доводилось наблюдать мне при работе российских тренеров, приглашаемых консалтинговыми фирмами: человек опоздал на тренинг, значит его можно «оттянуть», указать, что он так лидером не станет, придавить, чтобы понимал, какой важности для него этот тренинг. Это не что иное, как примитивная манипуляция. Человека ставят в условия, когда он вынужден доказывать, что он не верблюд. И при этом его раскачать эмоционально, и вот он уже теряет контроль над ситуацией и начинает безропотно выполнять те приказы, которые отдает тренер, не анализируя, зачем ему это надо. А приказы бывают разные. Например, из распространенных — или приводишь три человека на следующий тренинг, или приносишь за них свои деньги. И вот они, «лидеры», побежали собирать для гуру следующий тренинг (это из дешевых вариантов, есть куда более продвинутые и не такие наглядные). Вообще, само собой прикольно: стадо лидеров это совсем не лидер в стаде, это разные психологические моменты. Но, если у человека есть внутренний запрос на такое «воспитание» — значит, здорово, пусть проходит и выносит опыт, зачем мешать? Попал в тренинговую секту? Думаете случайно? Нет, господа, на все есть запрос бессознательного, все в этом мире гармонично. И уважать надо любое проявление человека. И такое тоже. Хотя, если вы можете уже осознавать подобные процессы, то, возможно, вам достаточно прививки, и не надо переносить болезнь в тяжелой форме.

У этого типа тренингов есть один не очень позитивный с точки зрения развития человека момент. Если смотреть на это с позиции психиатрии, то человека за время работы с ним переводят в более низкие, тяжелые эмоциональные состояния (можно пронаблюдать по шкале состояний профессора Хокинса /article/567). Если говорить языком эзотериков, то базовое положение точки сборки восприятия человека смещают с 3-4 чакры до 1-2, а это «жесткач». Чтобы вернуться назад, кому-то надо будет медитировать годами. Но, мы не ищем легких путей и едем из Минска в Москву через Лондон. Почему бы и нет?

Хочу дать еще один образ — из индийских будней. Те, кому доводилось путешествовать по дорогам Индии на мотоциклах, знают, что приоритет на дороге устанавливается так: главный — грузовик, потом автобус, потом легковой автомобиль. Остальные (включая пешеходов, тук-туки, мопеды, скутера и мотоциклы) должны успеть увернуться. И сначала в этом хаосе нет просвета логики. И вдруг ты начинаешь чувствовать, какой маневр хочет совершить тот или иной водитель. И этот поток — единый живой организм, в котором нет места лидеру. Здесь все уважают и ценят друг друга, иначе это будет стоить им жизни. Ты торопишься — тебя пропустят. И наоборот. И интересен факт: аварийности на дорогах почти нет! Только грузовики не могут поделить дорогу (лидеры ж!) При полном отсутствии правил и знаков дорожного движения.

Уважение! Вот чему надо учить с детства. Уважение к другим начинается с уважения к себе. Это база, на которой прорастает любовь к себе и окружающему миру. Это фундамент, который должен быть залит в семье, и на котором в школе имеет смысл строить то, что важно для реализации человека. А лидеры... Их рождается 2% от общей численности людей, и их ростки обязательно пробьются к солнцу — у природных лидеров иначе не бывает! И затачивать под них всю государственную систему.... Впрочем, для системы это как раз и логично! Ведь цель — не лидер, а раб...Просто надо все называть своими именами.

И в заключение хочу привести еще одну позицию восприятия. Этот эксперимент был проведен в одном из африканских племен в конце прошлого столетия. Всем членам племени гарантированно давали условно 10 долларов в месяц, что соответствовало среднемесячному прожиточному минимуму. Работать не надо было. Просто живи, как хочешь, в пределах племени. От такого счастья первый месяц племя пило, потом пришел период протрезвения. Надо чем-то заниматься. И вот кто-то начал мастерить, кто-то охотиться, кто-то ....Нет, им не надо было продавать плоды своего труда, они могли отдавать и дарить. Практически все нашли дело по душе! Человек не может без дела!

А многие ли из нас занимаются любимым делом? Просто позвольте себе посмотреть на этот мир иначе, например, не через навязанную призму денег, и вы увидите, как он заиграет в других красках! И, чем больше точек восприятия вы себе позволите — тем ярче станет картина мира! Человек уже есть по образу и подобию! Осталось начать творить!

Наталья Зайцева для сайта http://pup.by/. Копирование материала разрешено со ссылкой на автора и сайт http://pup.by/.

Читать еще по теме /article/522