Этот устрашающий шаблон «секта» Центр Человека / Главная / Почитать / Заведи себе раба! /

Этот устрашающий шаблон «секта»

Раньше или позже большинство людей задумывается о смысле жизни. Неужели мы живем только для того, что бы есть, спать, ходить на работу, растить детей. И тогда человек начинает искать. Кто то пытается найти ответ в книгах, посещает семинары, кто то обращается к религии, приходит в церковь или в секту. Причем к сектам государство зачастую относит различные изотерические учения, ничего общего с религией не имеющие (список можно найти в интернете). Вот что по этому поводу говорит наука.

Цитата из книги Е.А.Тоpчинова

РЕЛИГИИ МИPА: ОПЫТ ЗАПPЕДЕЛЬНОГО

ПСИХОТЕХНИКА И ТPАНСПЕPСОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ

СПб.: Центp «Петеpбypгское Востоковедение», 1998

Само по себе слово «секта» (образованное то ли от латинского слова secta, означающего «учение», «доктрина», то ли от слова secate, означающего «часть», «группа») обычно употребляется в смысле религиозной конфессии, выделившейся из другой господствующей в данное время и в данном месте конфессии и противостоящей ей. Секта представляет собой малую религиозную группу со специфическими признаками (значительная консолидация членов на основе внутренней убежденности в своей избранности в качестве носителей высшей истины, значительная роль лидера, высокая степень харизматичности и т.д.). Интересно, что в религиозной ситуации США считать сектами (а не церквами) баптистов или адвентистов ни в коем случае нельзя, тогда как в России, с ее традиционно преобладающим православием, эти конфессии (церкви) приобретают характер сект. В связи с этим хотелось бы категорически подчеркнуть антинаучность ценностно окрашенного противопоставления «религии — секты»: и то и другое суть религиозные конфессии, но с разными характеристиками, коренящимися отнюдь не во «второсортности» сектантства, а в существовании последнего в виде малых групп в условиях иноверческого большинства. Само христианство I-II вв. н.э. можно вполне рассматривать как секту в условиях Римской империи (и раннехристианские общины-церкви имели во многом именно сектантский и вполне нетрадиционный характер), тогда как успех христианской проповеди и распространение христианства, превращение его в религию большинства привели к отмиранию этих сектантских черт (проявившемуся, в частности, и в рутинизации харизмы). Таким образом, грань между «не сектарными» конфессиями и сектами зыбка и условна и определяется не базовыми характеристиками вероучения, а временем и местом его распространения.

Обычно исследователи выделяют в русском сектантстве два типа сект — мистические секты и рационалистические. При всей условности этой классификации нельзя не отметить ее положительных моментов: действительно, в сектах первого типа, как и в религиях чистого опыта, психологическая сущность религии вполне обнажена и достижение трансперсональных состояний в значительной степени выступает главной целью религиозной жизни, тогда как в сектах второго типа психологическая основа религии как бы скрыта за риторикой нравственного самосовершенствования, «духовного» истолкования Писания и социального утопизма.

Как видно из цитаты, всё не так уж страшно. Можно и нужно изучать различные учения, важно только сохранить критический взгляд на вещи, не принимать всё на веру. Ещё важно не попасть в тоталитарную секту. Перед тем, как куда-то пойти надо поговорить с рядовыми членами учения, узнать о порядках, о финансовых условиях, о руководителе (лидере, гуру), в какой форме происходит учение, и только после этого принимать решение.

Александр Зайцев, сайт pup.by