Английский живет на шкале счастья Центр Человека / Главная / Психология / Реальный английский — Юрий Дружбинский /

Английский живет на шкале счастья

Вы находитесь на стадии «вечно хочу выучить английский»? Ездили на отдых за пределы Родины и «замечали», что все вокруг расслабленно болтают между собой. Люди из любых стран находят общий язык — и этот язык английский. А вы — в зоне отчуждения...

В отелях наших народных здравниц — Египте и Турции — местное население с легкостью бросается в вас словами. А вы выдавливаете из себя «ай вонт зыс и зыс», ловко орудуя указательным пальцем. Произносите и почему-то стыдитесь. И опять даете обещание: все, сейчас вернусь и точно пойду учиться.

Возвращаетесь. И начинаются очередные мечты: нанять репетитора, учиться самому по сайтам и видеоурокам, сходить на курсы. Время идет, а вы все в поиске. А вот и важные дела подоспели. Ладно, потом выучу...

Так проходят десятилетия.

Мозг против противного

Страх перед изучением языка — только один: надо продолжительное время заниматься непонятным и неинтересным. И, возможно, через несколько лет я заговорю. Даже те, кто пошел на курсы, не испытывают особой радости от процесса обучения. И все потому, что впереди маячат годы труда...

Мозг любого нормального человека сопротивляется перспективе долго делать что-то противное. К примеру, если вы дадите обещание с понедельника «полюбить» спорт на час в день, то недолго протянете на одном желании. Но если вы намекнете организму, что будете заниматься только 15 минут, то и вам и ему будет приятно. Конфликта интересов при таком раскладе не наступает.

Изначально вся информация поступает в мозг через зрение и слух и задерживается в кратковременной памяти. Но если мозгу интересно то, что он видит и слышит, то он задействует большее количество нейронных связей, и информации из кратковременной памяти переходит в долговременную. Главный критерий — интересно.

Самоистязание ведет к краху

Чтобы применить «закон памяти» к английскому, возьмите за основу изучения языка правило Парето: 20% усилий дают 80% результата. Большую часть усилий — 80% — мы тратим на достижение 20% результата.

К примеру, один испытуемый решает, что у него есть воля: он сказал — он сделал. Его перспективы? Распланировать день, найти время, строго следовать программе. Учебники, репетитор, списки слов, правила грамматики и — понеслось. Этот человек очень волевой, но очень недальновидный.

...Через полгода одна мысль, что надо проходить очередной урок, будет нестерпима. Дни без английского станут праздниками! А поддерживать беседу на иностранном языке упорный ученик так и не сможет... Ну разве что, репетитор научит его рассказывать о себе: имя, возраст, национальность, профессия, увлечения. Польза есть? Несомненно! Ровно до того момента, пока собеседник не перейдет на другую тему... И тут человека поджидает неприятность: оказывается его иностранный партнер не так четко артикулирует слова, как хорошо оплаченный тренер... Да и вообще говорит с ужасным акцентом!

А дальше учащимся овладеет спасительная мысль, что он не способен к иностранным языкам. Ура, можно весь этот бред во главе с неправильными г лаголами послать подальше!

Другому испытуемому плевать, что надо учиться по классической технологии. Он каждый день смотрит любимые фильмы на английском. Слушает песни, читает их перевод и удивляется, что не только на русском можно строить красивые фразы. Просматривает грамматику, слова запоминает только те, которые ему часто встречаются и, по правилу Парето, затрачивает только 20 процентов усилий. «Язык» продвигается в быстром темпе. Парадокс? Нет, все логично. Он не учит, он играет. В такой игре незаметно пройдет три-четыре месяца и человек заговорит. Пусть с ошибками, пусть сбиваясь — но — заговорит!

Отлично, теперь мы знаем, кто из испытуемых победил. Но можно ли помочь тому, кто решил, что «не способен к языкам»?

Реальный English как альтернатива занудству

На просторах Интернета существует множество систем изучения языков. Каждая школа зазывает к себе. Плати и тебе воздастся. Мы тебя научим! Но — как долго вы будете меня использовать и каков предполагается результат?..

У каждой из методик преподавания иностранного языка есть определенные особенности: кто-то делает ставку на изучение слов, кто-то на грамматику, кто-то на фильмы с субтитрами, кто-то на аудиозаписи, полное погружение, массирование чтение и т.д. Смею надеяться, там работают люди, которые хорошо владеют языком, но вот как они его подают? Ступенчато. Урок за уроком, как в наших чинных школах. Годами отлаженная система. Строго, по параграфам.

Но, оказывается, существует альтернатива. Сама не верила, пока не стала участницей семинара Юрий Дружбинского. Все, что напишу дальше, — не реклама. Это — Реальный English. Кстати, так называется одна из книг Юрия, которая в России попала в список бестселлеров.

Всего за пять дней Юрий объяснил всю систему английской грамматики. Я впервые увидела, сколько нужно знать, как это натренировать, и сколько времени на это потребуется. Английский сложился как пазл.

Усложнить может любой дурак

Предыдущее — не очень успешное — изучение языка было сопряжено с долгим и нудным зазубриванием таблицы времен (краткая таблица — 96 времен)... И с рассуждениями: «Так, это время можно пропустить. Да и название у него страшное... Я так говорить не хочу. Или — не могу. Буду проще». Да, я себя убеждала, что нужно пользоваться только простейшими временами, все равно меня поймут. Только вот я не понимала, когда в фильмах и передачах употребляли те конструкции, которые мне «не нравились».

Сегодня я строю фразы в любом из времен. Магия? Логика.

Юрий Дружбинский построил систему преподавания не на основе механического заучивания, что и в каком времени нужно сказать, а на основе математических формул. И этих формул ограниченное количество. Они наглядны и понятны. И теперь мне все равно, как эти времена замысловато называются. В эту систему также вошли причастные и деепричастные обороты, построение предложений и вопросов, все формы глаголов, правильное произношение и этимология слов. Заметьте, всего лишь 5 вечеров и полная концентрация внимания.

Отвлечься невозможно: одна тема успешно перетекает в другую. Плюс — тренировка. И на каждый материал — четкий алгоритм. Додумывать — не надо, все просчитано. Только — довести навык до автоматизма.

Как верно объяснил Юрий: «Усложнить может любой дурак, а ты попробуй упростить. Я не объясняю одно понятие десятками заумных бюрократических слов. Я создал то, что близко мозгу — алгоритмы. Переключатели. Это дисциплинирует ум.

За знания и навыки отвечают разные части мозга. Знания — хранятся в оперативной памяти. Навык — это бессознательное, сохраненное, знание. Знание необходимо преобразовать в навык. Свободная речь — самое главное. Грамм грамматики стоит килограмма слов! Сделать это очень просто: получил алгоритм — отработал 100 раз. Совсем немного. Один вечер по сравнению с годами классического обучения».

«Живым львенком» можно стать прямо сейчас!

Дружбинский подразделяет изучения языка на две модели. Первая — модель «мертвого слона». «Неправильный» студент годами впрок зубрит все новые и новые слова. Впихнул в себя уже несколько тысяч, а связно высказаться не может. Этого студента можно понять: как только он подходит к классической грамматике, то решает: «А выучу-ка я еще названия всех бабочек, авось пригодится...».

«Правильный» студент обучается как ребенок. Выучил немного слов и заговорил. Его язык сразу стал рабочим. Он себя тренирует. А новые английские слова к нему просто прилипают!

Юрий математически доказал, что для легкого общения достаточно 300 глаголов. А рассказать любимую комедию можно, зная и 50 из них. Поэтому нет смысла задерживаться на названиях всех животных, предметов интерьера и прочих «бабочках». Эрудиты проигрывают: они помнят слова, но не способны рассказать анекдот. А вы —выучите пару десятков самых употребительных слов, возьмите продуманный алгоритм и начинайте. «Живым львенком» можно стать прямо сейчас!

***

Теперь мне больше не придется слушать иностранного гражданина с благодушной «улыбкой понимания», размышляя о том, что «слова-то знакомые, но что он говорит?». И играть в экстрасенса, пытаясь по выражению лица и движениям понять, что мне нужно ответить. Я начала говорить на английском. А этим языком владеет всего лишь полтора миллиарда населения Земли. И еще миллиард его изучает. Люди, я иду к вам.

P.S. Ученые провели исследования: знание иностранного языка повышает степень радости от жизни в три раза. Уж не знаю, по какой шкале счастья они это высчитали, но что-то мне подсказывает, что это заявление претендует на истину.

Инна Иванова