+375 29 699-47-38
+375 29 319-05-26


Игра в Волшебников

(«Кудесница» № 10 октябрь 2012г)

Мой давний студенческий друг, ныне профессор, направляясь на научную конференцию из Америки в Польшу, проездом заехал в Минск. Видимся редко, хотелось встретиться. Созваниваемся. Происходит такой диалог:

— Я скоро освобожусь.

— А я в посольстве завис как минимум часа на 2-3, здесь очередь огромная.

— Ну, знаешь ли, в жизни всё может быть, так, что даю тебе и твоей очереди 15 минут. У тебя есть с собой карамелька? Закинь её в рот, рассосёшь... очередь.

Быстро завершаю свои дела и выхожу на остановку. Звонок телефона. Друг с изумлением в голосе:

— Я в шоке! Выполнил твою инструкцию. Вдруг стали происходить какие-то передвижения по кабинетам... В результате передо мной оказался в очереди один человек. Так что я уже зашёл и вышел! (прошло ровно 15 минут) Как Ты Это Сделала!?

— Это не я сделала, это ты сделал. Ты на минутку допустил, что возможно всё что угодно и отвлёк своё внимание от текущей ситуации и своего представления о её дальнейшем малоприятном развитии ... дал ей шанс измениться...

Кто-то скажет совпадение. А я так не думаю. В моей «копилке» собралось уже достаточное количество маленьких и больших невероятных волшебных историй, которые реально происходили со мной и с другими людьми.

Жизнь — игра

Вспомнилось мне далёкое детство и простые незамысловатые игры, в которые можно было играть всей семьёй. Помните «ходилки», раскладываешь на столе или на полу большой картонный лист с игровым полем. Выбираешь себе персонаж, кидаешь игральные кости и продвигаешь свою фишку согласно выпавшему числу. Будучи самой младшей в семье, начиная отставать от других игроков, я надувала губки, сердилась и обижалась. В таких случаях мама говорила мне: «Что же ты так огорчаешься. Это же игра. Ты же не корову проигрываешь» (смешная фраза, наверное, поэтому и запомнилась)

С годами, когда в игре-Жизнь выпадал пропуск хода или неожиданно отбрасывало далеко назад, я говорила себе: «Стоит ли огорчаться, ты же не корову проигрываешь». Пока не достиг конечного пункта своей Игры всегда можно сделать новый выбор и следующий ход.

...И если уж играть, хочется делать это легко и весело. Мне повезло. Однажды на книжном рынке я наткнулась на две книжечки из Курса начинающего волшебника «Учебник везения» и «Технология успеха». Это было так необычно, неожиданно и близко мне, что я сразу поехала в Москву, познакомиться с авторами книг и попасть к ним на тренинг. С тех пор Симорон — моя любимая игра по жизни, которая не даёт раскиснуть и загрустить.

 

Откуда взялся Симорон и с чем его едят?

Началось это в 1988 году в Русском драматическом театре им. Леси Украинки в Киеве, где режиссёром был Пётр Терентьевич Бурлан.

Чтобы снять зажимы, страх перед сценой, мешающий молодым актёрам раскрыться, обрести состояние творческого куража, уверенности в себе. П.Бурлан придумал целую систему упражнений, техник, которые помогали человеку войти в состояние творческого полёта, парения — состояние, в котором человек абсолютно свободен, ему все удается, где нет и намека на страхи и комплексы.

На эти занятия потянулись другие люди, легко и непринуждённо расставаясь со своими надоевшими проблемами и начиная жить какой-то качественно новой жизнью.

СИМОРОН — просто придуманное П.Бурланом слово, ничего не означающее, которым он и назвал свой игровой психологический тренинг, позволяющий раскрыть врожденную гениальность каждого человека (теперешняя школа П.Бурлана носит название «Бурлан-до», чтобы отделить её от появившихся впоследствии других направлений)

Шествие Симорона по городам и странамначалось, после выхода в свет книг, упомянутых выше, написанных учениками П.Бурлана В.Гуранговым и В.Долоховым (известных всем симоронистам как Борода и Папа). Удивительное дело, разбуженное народное творчество сделали Симорон саморазвивающейся, живой системой. Новые техники и ритуалы каждый раз рождаются на тренингах под взрывы хохота. И не смотря, или скорее благодаря, их кажущейся несерьёзности и абсурдности они непостижимым образом работают.

Главная идея заключается в том, что Я — автор тех произведений, которые меня окружают. Вы же согласитесь со мной, что та ситуация, в которой каждый из нас сейчас находится, есть результат цепочки последовательно сделанных нами выборов. Если я принимаю, что я действительно Автор всего этого безобразия (это я сейчас исключительно про свою ситуацию), то я могу позволить себе поменять сюжет и декорации своей жизни...

Шекспир сказал: «Весь мир — театр, а люди в нём актёры». Вы задумывались, откуда берётся лёгкость, с которой актёр на сцене жонглирует образами и картинами мира своих персонажей, с полной отдачей упиваясь на сцене сегодня одной бурей страстей, а завтра другой. Ответ на поверхности — это условность, игра. Что происходит с нами? Мы уж слишком серьёзно начинаем относиться к себе, к своим убеждениям, ценностям и пр., которые могут быть даже не нашими, а доставшимися нам в наследство от семьи, культурных традиций страны нашего проживания, суммы прочитанных нами книг и т.д. и т.п. — просто существующей коллективной договорённостью. Мы готовы биться за них насмерть. Мы забываем насколько всё это условно. Мы все играем в этом мире какие-то роли, считая, что они и есть основное содержание нашей жизни.

Симорон предлагает образ жизни, основанный на выходе из любых игр, так сказать, играя, освобождаться от игровой зависимости, вышибая клин клином. А как побочный эффект, наше естество, теряя ролевые ограничения и ограничения выбранной картины мира, сливается с естеством Вселенной, и тогда начинают происходить разные волшебные удивительные вещи. Просто становишься тем, кем был рождён — Творцом и Волшебником!

Надоевшие маски, роли, игры в утиль

Проведём ревизию наших старых масок и игр. Как вам такие: «ломовая лошадь, тянущая всю семью», «старая больная обезьяна», «пора садиться на диету», «начальник — тиран достал», «наступили на ногу в транспорте, да ещё какой-то алкаш дышал перегаром всю дорогу», «муж меня не ценит, не понимает», «все мужики — козлы», «есть моё мнение и неправильное», «от соседей житья нет», «дети от рук отбились», «какой ужас творится в мире, страшно на улицу выходить, а так же пить, есть и дышать» и т.д. и т.п. Продолжать? Вам они нравятся? Нет? Может они чем-то нам дороги? Нет? Тогда...

Будем переименовываться (это одна из множества техник в Симороне). Я обычно так играю в дорогах, например, на работу или когда должен решиться важный вопрос, а я начинаю зацикливаться на неудачном исходе. Начинаю внимательно смотреть на всё вокруг, и называю себя тем, на чём остановился взгляд: «Я кот, греющий бока под солнышком», «Я воздушный шарик в руках малыша», «Я ворона с большой горбушкой хлеба», «Я пуговка на гульфике», «благоухающий цветок», «красивая рубашка на мужском теле» и т.д. Они могут быть и абстрактными, вроде, «жёлтый кружочек в синюю крапинку», и абсурдными — любыми. Их можно даже рифмовать и припевать, типа песни акына «что вижу, то пою». Главное, чтобы сам процесс вас захватил и понравился, замурчал.

Наступает такой момент, когда начинаешь чувствовать лёгкость, радость и состояние парения. Ты — всё то, что ты видишь и, в то же время, нечто, что ничем из этого не является. Все до единой маски вдруг спадают. Остаётся то, что скрыто в сердцевине каждой личности, некое начало, управляющее жизнью и человека, и всеми обстоятельствами, окружающими его. Собственно, это состояние и есть то, ради чего стоит играть, используя разные весёлые техники и ритуалы, позволяющие найти кратчайший путь к нему.

Когда попадаешь на трассу парения, всё остальное складывается само собой и наилучшим образом. Летаешь, всё успеваешь, глаза светятся — внутренний огонь невозможно скрыть. Клиент, пришедший в салон выбрать, например, мебель, вдруг начинает читать тебе стихи. И с работы возвращаешься не «загнанной лошадью», а «летящей атласной кобылицей (из прочитанного тебе стихотворения), слушающей ветер, несущий любовь».

Так — Так — Так

Помните детскую игру «Горячо — Холодно»? Симоронисты играют в её вариацию «Так — Так». Где слово «Так!» — это знак поддержки: " Да, хорошо! Ты движешься в нужном направлении!" Игра знакома: один играющий выходит за дверь, а все остальные прячут несколько мелких предметов, типа монеток. Задача найти их последовательно. Игрок делает шаги, и если он делает их мало-мальски в нужном направлении, все говорят ему: «Тааак». Чем он ближе, тем «Таков» больше. Если он движется не в том направлении, знаков поддержки нет, просто молчание. Кстати на заметку, положительные подкрепления на много более эффективны, чем отрицательные, и для детей, и для взрослых, и для животных.

Вот такой диалог можно услышать в среде Волшебников:

— Я вчера за шесть «Таков» утихомирила пьяных соседей.

— А я за четыре «Така» ребёнка спать уложила.

Игра эта хороша тем, что можно играть в неё в любом возрасте и в любой компании, даже в компании: Я и Вселенная.

Если вдруг осознали, что у вас что-то пошло не так, всё не клеится, и давно не происходит ничего хорошего, немедленно остановитесь, посмотрите вокруг и сознательно начинайте выискивать, для начала, хоть что-то, на что вам приятно смотреть. Нашли, скажите вслух этому «Так!» Не останавливайтесь. Продолжайте в том же духе. Ваша Вселенная, ваша отдельно взятая реальность непостижимым образом начинает двигаться в нужном вам направлении. Если честно, я не перестаю этому удивляться!

Надежда Новикова