Феномен видения с закрытыми глазами Центр Человека / Главная / Экстрасенсорика / Метод В. Бронникова /

Феномен видения с закрытыми глазами

проблемы и результаты исследований

 

Юрий Петрович Пытьев — доктор физико-математических наук, профессор, зав. кафедрой компьютерных методов физики физического ф-а МГУ им. М.В. Ломоносова.

/Научные интересы: математические методы и компьютерные технологии анализа и интерпретации эксперимента, обратные задачи, распознавание/

Начало систематическому изучению физических процессов, сопутствующих экстрасенсорному восприятию (ЭСВ), было положено более ста лет назад известными физиками Дж.Дж.Томсоном, О.Лоджем и В.Круксом. В последнее время исследования ЭСВ ведутся в крупных университетах, научно-исследовательских и технологических институтах многих стран, включая Россию, где в течении ряда лет исследования ведутся в Институте радиотехники РАН под руководством Ю.В. Гуляева. Особое внимание ученые уделили изучению сознания, как такого, и построению его физических моделей. К настоящему времени накоплен впечатляющий экспериментальный материал, относящийся к различным аспектам феномена ЭСВ. Несмотря на это, ученые до сих пор мы не имеем удовлетворительного научного объяснения установленным фактам.

Исследовав феномен «видения» вещества, помещенного в электромагнитное поле, человеком при закрытых глазах и сопутствующих этому явлению электродинамических процессах, ученые пришли к выводу, что изучаемый феномен обладает чертами волнового процесса и характеризуется двумя важными особенностями (полной воспроизводимостью и возможностью выполнять физические измерения), что позволяет для его исследования применять физические методы. Тот факт, что с рассматриваемым феноменом оказались непосредственно связаны электромагнитные процессы, играет решающую роль, поскольку позволяет надеяться на применение для его изучения стандартных методов, основанных на использовании измерительных преобразователей, трансформирующих изучаемое явление в электрический сигнал. Результаты экспериментов указывают на голографический характер этого варианта восприятии и на возможности его интерпретации в терминах, свойственных зрительной системе.

Исследовался также вариант феномена «видения» с закрытыми глазами«, при котором не требуется наличие специально созданного магнитного поля, и приведены его характеристики, как волнового процесса.

В первом случае, речь идет о способности испытуемой Н.А. «видеть» с закрытыми глазами предметы, помещенные в постоянное магнитное поле и «освещенные» электромагнитным излучением видимого или микроволнового диапазона. Разрешающая способность такого «видения» связана с длиной волны «электромагнитной подсветки» и возрастает с уменьшением длины волны. К примеру, бумажный лист, помещенный между магнитом и испытуемой, не позволял «видеть» магнит. Если бумага помещалась очень близко к магниту, то становилась «видимой» та часть листа, вокруг которой имелось достаточно сильное магнитное поле. Такой же эффект экранирования вызывали обычное стекло, металл и т.п.

При попытках указать местоположение магнита рукой происходило следующее: когда испытуемая подносила руку к магниту, его образ перемещался в сторону руки и исчезал, когда рука оказывалась над ним. Если испытуемая приближала к магниту обе руки с двух сторон, то в некоторый момент времени изображение магнита раздваивалось.

Если к одному из полюсов магнита подносился такой стержень (пластмассовый, стеклянный, медный и т.д.), то, по словам испытуемой, значительная часть его, со стороны магнита «ярко светилась», причем у проводников возникало свечение с ореолом, у диэлектриков последний не наблюдался. Аналогичный эффект наблюдался и в том случае, когда конец стержня помещался в магнитное поле катушки с током.

Исходя из этого, и последующих экспериментов, можно сделать вывод, что наблюдаемые явления следует рассматривать не как эффект пассивного созерцания, а как результат взаимодействия испытуемой и системы магнитов. В пользу такого заключения говорит также факт, что другой испытуемый, не владеющий техникой «видения» магнита с закрытыми глазами, обретал способность «видеть» магнит всякий раз, когда магнит «видела» испытуемая. По его словам испытуемая, как бы, «поджигала» область вблизи магнита, объекты в магнитном поле начинали «светиться». Характерно, что этот испытуемый мог обнаружить, находится ли испытуемая в состоянии ЭСВ или нет.

ЭЛЕКТРОМАГНИТЫЕ ПРОЦЕССЫ, СОПУТСТВУЮЩИЕ ЭКСТРАСЕНСОРНОМУ ВОСПРИЯТИЮ

Несмотря на то, что полученные результаты вполне определенно указывают на связь рассмотренных явлений ЭСВ с электромагнетизмом, остается неясным как механизм ЭСВ, так и природа взаимодействия постоянного магнитного поля, вещества в этом поле, электромагнитного светового излучения и испытуемой.

На связь рассматриваемого феномена ЭСВ с электромагнитными явлениями указывают и другие факты. Например, замкнутое проводящее кольцо, надетое на голову испытуемой, лишало ее способности «видеть» предметы в электрическом поле. Более того, при этом испытуемая утрачивала и другие способности экстрасенсорного восприятия, в частности — способность «видеть» то, что она называла полем человека, его аурой. Испытуемая не «видела» ауру человека и в том случае, когда на его голову было надето проводящее кольцо. И наоборот, — если кольцо охватывало головы обоих испытуемых, восприятие ауры становилось более ярким, чем без кольца.

Эти факты указывают на общие черты ЭСВ испытуемой, вещества в магнитном поле и «поля» человека, причем в обеих случаях ЭСВ сопутствовал электродинамический процесс, инициируемый самой. В обоих случаях факты говорят о том, что в замкнутом проводящем кольце, помещенном в постоянное магнитное поле, испытуемая в процессе ЭСВ возбуждает электрический ток, регистрация которого позволит выполнять физические измерения при изучении ЭСВ.

ВОЛНОВЫЕ ПРОЦЕССЫ, СОПУТСТВУЮЩИЕ ЭКСТРАСЕНСОРНОМУ ВОСПРИЯТИЮ

Данная голографическая модель ЭСВ, рассматривается как активный 9со стороны испытуемой) процесс, при котором интерпретация ЭСВ осуществляется теми же функциями сознания, которые ответственны за интерпретацию обычного зрительного восприятия и создают перцептивный образ объектов, организуя их «видение». Эксперименты, выполненные с магнитами разной волны, обнаружили изменение длины волны, причем с увеличением силы магнита длина волны возрастала. Последняя возрастала так же каждый раз, когда в эксперименте использовалось что-либо, препятствующие взаимодействию испытуемой с магнитом, все то, что частично блокировало восприятие, например, более плотная одежда. Длина волны так же зависела от состояния испытуемой — она оказывалась тем короче, чем лучше испытуемая «видела» магнит. Длина волны оказалась довольно точным показателем состояния испытуемой, ее «формы». Было также установлено, что с изменением силы магнита, испытуемая генерировала более длинноволновое излучение.

Поскольку интерпретация ЭСВ дается испытуемой в терминах ее зрительной системы, ее сознание должно трансформировать ЭСВ в перцептивный образ объектов, как бы «видимых глазами». Такие «глаза». действительно обнаружены. Они расположены вне головы испытуемой, примерно на уровне макушки, их стереобаза в 2,5-3 раза больше расстояния между (обычными) глазами. Этим объясняется тот факт, что испытуемая при ЭСВ «видела» горизонтально искаженную картину, «сжатую» в 2,5-3 раза (по сравнению с обычной, зрительной).

ФЕНОМЕН ВИДЕНИЯ С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ БЕЗ МАГНИТНОГО ПОЛЯ.

Испытуемый, подготовленный В.М. Бронниковым, и его зрительная интерпретация существенно отличается от ЭСВ испытуемых, описанных выше. Прежде всего, для ЭСВ не требуется наличие специально созданного магнитного поля. Он воспринимает окружающий мир с закрытыми глазами и интерпретирует восприятие в терминах зрительной системы практически адекватно зрительному. Освещенные белым светом объекты он воспринимает с разрешением, достаточным для того, чтобы читать нормальный книжный печатный текст; объекты воспринимаются правильно окрашенными, то есть так же, как при обычном зрительном восприятии. Их ориентация и размер не искажены, равно как и расстояния между ними.

Другое принципиальное отличие ЭСВ испытуемого состоит в том, что не обнаружены какие-либо сопутствующие ему электромагнитные процессы. Не отмечено никаких отличий в ЭСВ вещества при наличии магнитного поля; замкнутое проводящее кольцо, надетое на голову испытуемого или помещенное между ним и воспринимаемым объектом, не оказывает заметного влияния.

Разным был и доступный период пребывания в состоянии ЭСВ. В первом случае, уже после 1-2 минут наступала утомление. У учеников В.М. Бронникова, период пребывания в ЭСВ без видимых признаков утомления был неопределенно долгим.

«Глаза» определяющие «точку зрения», с которыми испытуемый «видит», интерпретируя ЭСВ зрительно, обычно находились непосредственно перед его глазами на расстоянии 15-20 см, если испытуемый был без маски, и на расстоянии 25-30 см, когда испытуемый был в маске, но при этом он мог и «перемещать» «глаза» в пространстве, приближая их к тому или иному объекту и рассматривая его. Эта способность позволяет испытуемому «видеть» как бы сквозь непрозрачные предметы, помещая «глаза» за них. Например, когда перед испытуемым ставилось красное стекло, он утверждал, что «видит» красное стекло, но предметы за ним «видит» естественно окрашенными«.

Вместе с тем в основе ЭСВ испытуемого, восприятия как и в случае испытуемой, оказался волновой процесс. Опыты с дифракционной решеткой позволили определить длину волны. Которая у учеников В.М. Бронникова оказалась порядка 1,5-3 мм (в зависимости от состояния), тогда как в первом эксперименте равнялась она 4-35 мм.

Поразительно, что интерпретация восприятия цвета у испытуемого имеет общие черты с интерпретацией обычного зрительного восприятия. Известно, что три типа цветочувствительных рецепторов, которые, как принято считать, определяют восприятие цвета, не позволяют однозначно сопоставить видимому цвету длину волны оптического излучения. Уже тот факт, что с закрытыми глазами испытуемый «видит» предметы окрашенными точно также, как при обычном видении, говорит о том, что в обоих случаях восприятие интерпретируется обними и теми же функциями сознания, причем не исключено, что при ЭСВ активны цветочувствительные рецепторы.

Последние результаты исследования цветного зрения на уровне коры головного мозга, свидетельствуют о том, что интерпретация восприятия терминов цвета, по-видимому, осуществляется на уровне коры и непосредственно не определяется цветочувствительными клетками сетчатки глаз. Возможно, что в голографическом восприятии испытуемого имеется существенная анизотропия, обусловленная, вероятно, ассимметрией головного мозга. А именно, разрешающая способность видения с закрытыми глазами объектов, расположенных перед испытуемым («видение вперед»), весьма высокое. В тоже время, рассматривая те части объектов, которые не доступны «видению вперед», т.е., помещая и ориентируя «глаза» так, чтобы они «смотрели на объект сбоку или ссади и используя «видение сбоку» и «видение назад», испытуемый демонстрирует весьма низкую разрешающую способность видения.

Не удалось установить, является ли процесс ЭСВ активным также, как и природу волнового процесса. Характерно, что во время работы с двумя испытуемыми, владеющими технокий ЭСВ, выяснилось, что каждый из них, находясь в состоянии ЭСВ и наблюдая за другим, не может сказать, находится ли другой в состоянии ЭСВ. Этот факт свидетельствует в пользу пассивного ЭСВ. Автор признателен А. Пытьеву и О. Жучко за плодотворные дискуссии и помощь в оформлении статьи.

 

ОТ РЕДАКЦИИ: данный материал является сокращенным вариантом

статьи Ю.П. Пытьева «Биомедицинская радиоэлектроника», 2000 г., № 5, стр. 43-49.

ПАВЕЛ ПОПОВ

Заведующий кафедрой глазных болезней Тверской медицинской академии.

 

Мы уже четвертый год занимаемся практическим изучением методики академика Вячеслава Бронникова. Разработанная им система упражнений представляет для нас интерес тем, что позволяет обучить альтернативному видению не только зрячих, но и слепых.

Открытие альтернативного видения делает наших пациентов полноценными личностями, меняет их психологию. Лечить таких больных, используя метод В.М. Бронникова — радость.

В совместной статье П.Н. Попова и Л.Ю. Ложниковой, опубликованной в журнале «Программные продукты и системы» сообщается следующее:применение метода Бронникова для лечения различных больных позволяет добиться положительного результата без использования медикаментов, гипноза и внушения — пациент сам активно участвует в процессе лечения. При некоторых видах патологии положительный эффект наступает после первого сеанса лечения и на длительное время. Занятия по методу Бронникова сочетается с обычным медикаментозным лечением, рефлексотерапией, гомеопатией. При хронических болезнях методика позволяет сократить количество принимаемых препаратов. Обучение возможно проводить даже с детьми не достигшими 5-летнего возраста и лицами, не владеющими русским языком.

"По нашему мнению, внедрение методик Бронникова пробуждает потребность к творчеству, развивает феноменальные способности и новые формы сознания человека. Это позволяет существенно наращивать интеллектуальный и творческий потенциалы человека на основе развития его сознания и сверхсознания...

Все это необходимо для воспитания, развития и формирования нового человека — человека двадцать первого века, обладающего:

v альтернативными способами видения, слуха и т.п.;

v новыми формами памяти — фотографической, биокомпьютерной, виртуальной;

v способностью владеть биоэнергией внутри своего организма и в окружающем пространстве;

v управлением морфологическими биополями своего организма;

v умением получать информацию из нетрадиционных источников;

v способность развивать и преобразовывать физическое тело, благодаря конструкции и реконструкции органики.

Эти качества позволяют, в свою очередь, сформировать уникальные возможности новых профессионалов. Через год-два постоянного обучения на основе способов получения и передачи любой информации возможно:

v прогнозировать катастрофы чрезвычайные ситуации;

v вести объективный контроль за состоянием экологически опасных производств и осуществлять дополнительные, надежные меры безопасности;

v внедрять в повседневную практику современной медицины методы конструкции и реконструкции органики и позитивно влиять на процесс органических изменений в организме человека;

v использовать новые нетрадиционные способы дешифровки информации и создавать искусственную, сознательную накачку психосферы различных объектов и процессов.